АЛАГОВЫ

Материал из Oss.kirimiti.ru
Перейти к: навигация, поиск

АЛАГОВЫ (АЛÆГАТÆ). Родословная этой фамилии восходит к одному из трех главных родов нартовского эпоса. Как известно, нарты делились на Ахсартагката, Алагата и Бората. Все они занимали отдель­ные кварталы и имели свои особенности: первые (Ахсартагката) являлись славными воинами, вторые (Алагата) следили за соблюдением ритуалов, хранили чудесную чашу Уацамонга (или Нартамонга), третьи (Бората) славились своими богатствами.

К Алагатам нарты собирались на коллективные пиршества, имеющие огромное ритуальное значение. На крыше дома Алагата нарты танцева­ли симд — танец, имеющий культовое значение. Также у них дома нарты гадали на лопаточной кости жертвенного животного. Неслучайно сло­во, означающее «пир» — «кувд», является производным от глагола «кувын» — «молиться».

Со временем функции Алаговых несколько изменились. По словам В. И. Абаева, «расцвет железной металлургии вкладывает в руки человека новые орудия труда и новое оружие для борьбы. Он участвует в различных событиях с верой в свои силы, мощь оружия, а сам являет собой неотразимый ореол воинской доблести. И тогда на смену герою-колдуну и чародею приходит герой-воин, герой-богатырь (вот тогда-то у Алаговых появился великий кузнец — Курдалагон)». «Функциональное значение рода Алагата, — писал В. И. Абаев, — на первый взгляд, не столь четко, как у двух других, поскольку понятия «богатство» и «воинственность» представляют при определенных военных и экономических условиях более простыми и неизменными, чем религия. Как подразумевает их родовое имя, в старину они рассматривались также как самые высокопоставленные из нартов. Alag фонетически закономерно восходит к aryaha при помощи словообразовательного суффикса, который широко использовался еще в скифском и особенно в осетинском языках — это производное от древнего индоиранского слова агуа (ариец)».

Еще одна важная функция, выполняемая родом Алагата, — посредни­чество в третейском суде, что не может не говорить об уважении, которым пользовался этот род в старину.

Через территорию Осетии проходил Великий шелковый путь. По сло­вам Алаговых, за проезд караванов их предки взимали пошлину с купцов. Алаговы утверждают, что их предки в средние века входили в число пятнадцати самых знатных осетинских фамилий. Доказательством этого будто бы являются золотые изделия — украшения с изображениями мужчин с кинжалами, а также женщин в головных уборах, с поясами и медальонами.

После присоединения Осетии к России алаговские старшие будто бы написали командующему левым флангом Терской области генералу Копейкину прошение о присвоении им узденских званий. На что получили положительный ответ. В результате на длительное время были освобожде­ны от уплаты налогов.

Предки современных Алаговых проживали в с. Луар, расположенном высоко в горах Алагирского ущелья. Занимались земледелием и ското­водством, ходили на охоту. Кроме Алаговых здесь проживали Цогоевы, Кадзоевы, Алборовы, Гаппаевы и др.

С увеличением численности жителей и в связи с этим из-за нехватки земли некоторые из Алаговых переселились в Урсдон. Здесь они также занимались земледелием и скотоводством, ходили на охоту, ловили рыбу. Жили рядом с Айларовыми, Газдановыми, Дзугаевыми и др. «Однажды, — читаем в генеалогическом предании, — какой-то па­рень из Алаговых пошел на охоту. Выстрелил в тура, тот скатился к под­ножию горы. Охотник спустился за ним и очутился на цветущей поляне. Осматривая ее, нашел холодный ручей. Молодой охотник подумал, что лучшего места жительства не найти. Дома юношу ждали, а когда его долго не было, братья отправились на его поиски. Каким-то образом забрели на поляну, увидели дым и пошли прямо к нему. Видят — тлеет костер, около костра — шалаш, а вокруг — ни души. Проголодавшиеся за целый день ходьбы и поисков братья зажарили мясо, поели, убрали за собой и притаились за кустом. Стали ждать, что будет дальше. Спустя некоторое время услышали шаги. К костру подошел человек, в котором они узнали пропавшего брата. Братья очень обрадова­лись встрече. Утром хорошо изучили местность и решили поселиться на этой поляне.

Первым делом Алаговы построили башню на большом камне выше ручейка. До наших дней этот памятник средневековой архитектуры сохра­нился в отличном состоянии. Дом построили рядом с башней. Вырубили много леса и занялись земледелием и скотоводством, держали пасеку. Была у Алаговых и своя кузня. Кузнечным ремеслом владели в совершенстве. А село свое назвали Донисар. Прошли годы. Фамилия Алаговых разрослась, земли всем уже не хва­тало. На ныхасе решили найти новое место для проживания. На поиски земель отправили двух молодых людей. Долго юноши бродили и наконец попали в село Кани. Старейшины села отказались предоставить землю Алаговым. Чуть ниже Кани юноши бросили в землю несколько семян зер­на и вернулись домой. Осенью же решили посмотреть, какой урожай дали их зерна. Прибыв на место, увидели, что семена взошли и дали хороший урожай. Вернувшись домой, рассказали об этом старшим. На общем ны- хасе мужчины приняли решение — весной переселиться на эту землю. Так и сделали.

На новом месте был большой лес. Алаговы построили деревянные до­мики, однако прожили там недолго: когда Шанаевы, жившие в Нижнем Кани, переселились на другое место, Алаговы и Жукаевы заняли их земли, дав селу название Майрамикау. Рядом с ними обосновались Алборовы, Сидаковы, Бадоевы и Айдаровы».

Фамилия Алаговых гордится многими своими представителями. Среди них Темирби Харитонович Алагов (1926—2005) — хлебороб, Герой Социалистического труда; Симон Алагов — первый капитан 1-го ран­га среди осетин, первый инженер по холодной обработке металлов среди осетин, начальник промышленного отдела Управления центральной во­енной комендатуры советского сектора послевоенного Берлина; Земфи­ра Алагова — доктор химических наук; Тамара Алагова — доктор фило­логических наук.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Фамилии
Навигация
Инструменты