КАИРОВЫ (ХЪАИРТÆ). В XVII в. в Дзивгисе жил горец- крестьянин по имени Каир. Согласно фольклорной традиции, Каир был по­томком Курта,состоятельным и уважаемым в ущелье человеком. На протя­жении многих лет он был жрецом святилища Святого Георгия в с. Дзивгис. С тех пор там жрецами назначают только его потомков — Елкановых и Хаматовых. Каир даже жил рядом со святилищем. У него были довольно прочные взаимоотношения с представителями православной Грузии, кото­рые помогали христианам ущелья, почитали святилище Дзивгиса. Об этом говорит тот факт, что грузинские цари подарили святилищу колокола.

У Каира были хорошие отношения и с кабардинскими состоятельными фамилиями.90-летний Бабекиз Хаутиев рассказывалв 60-е гг. прошлого века, что Каир был зятем богатой кабардинской фамилии Аслануковых. Это родство вплоть до XVIIIв. связывало узами дружбы две фамилии.В конце XVIII в. Аслануковы подарили потомку Каира- Хаутиеву Куи, пастбища. Еще в XIX в.потомки Каира, несколько юношей из фамилии Елкановых, воспитывались у Аслануковых.

По одной из версий генеалогического предания, у Каира было пять сыновей:Абаци, Елкан, Хаут, Хуцист, Цокол и единственная дочь Тырызад. Пока их отец был жив, они все жили в отцовском доме и зва­ли их Каировыми.К середине XVIII в. фамилия разрослась. И тогда со­родичи решили отделиться друг от друга. Несколько семей — потомков Хаута и Абаци — поселились в Барзикау.Потомки Цокола поселились в нижнем конце Дзивгиса, остальные остались на земле предков, отделив­шись друг от друга.

По той же родословной, дочь Каира не была счастлива. Совсем юной еe выдали замуж за Кучиева Афона из Тиба. Афон и Тырызад поселились под Мизуром. Они прожили вместе недолго — Афона убили кров­ники его фамилии. Братья похоронили зятя, а беременную сестру забрали в отцовский дом. Здесь Тырызад родила двух сыновей-близнецов: Сака и Фидара.Они выросли, женились, и вплоть до середины XIX в. их потомки дружно жили среди фамилии Каировых. Даже когда дети Каира стали жить раздельно, они считали себя одной семьей: и землю обрабатывали вместе, и скотину держали в общем стаде.И в горе и в радости всегда были ря­дом.Поэтому, наверно, среди арвадалта появилось выражение: «И кровь, и плоть,и очаг у нас одни». В ущелье их стали называть Кучиевыми (так их записали,когда в ущелье проходила первая перепись населения).

О фамилии КАИРОВЫХ,

составлено КАИРОВЫМ ТАЗРЕТОМ ТУРМЕЦОВИЧЕМ 1922г. рождения и составленном в июле 1994г.

Данные, которыми я располагаю, тоже касаются конца ХIХ начало ХХ века причем я привожу ведения данные как по восходящей так и по нисходящей линии своих ближайших родственников по мере возможности (не исключаются неточности по восходящей линии, а также неполные данные по нисходящей линии). Данные получены в основном от моего дяди – Каирова Темурчи Басиловича умершего в 1981г. в возрасте 95 лет и похороненного по месту жительства в с.Лескен Ирафского района РСО.

По преданию, фамилия Каировых в Северной Осетии впервые появилась в Ардонском ущелье в селении Инджинта, располагавшегося в междуречье Архонка-Ардон, выше селения Унал. Как утверждают или предполагают, в 1762г. в с.Инджинта проживал гр-н по имени АГУ. У него родилось пятеро сыновей – Царукъ, Бугули, Хъаир, Зембат и Табахсау. В последствии каждый из них стал родоначальником отдельной фамилии.

Так появилась фамилия Царукаевых, Бугуловых, Каировых, Зембатовых и Тхапсаевых и в настоящее время проживают по всей предгорной и горной части Северной Осетии. У меня нет данных о семье родоначальника фамилии Каировых, но известно, что по мере разрушения с. Инджинта (селение в картах ХХ века не значится) Каировы поселились в горных селениях Ардонского и Гизельского ущелья, а потом в Дигорском ущелье и на плоскости. По настоящее время в сел. Галон или как часто называют «Курайта» на левом берегу речки Садон, за пос. Садон Алагирского района проживают три семьи Каировых. В принципе по настоящее время с. Курайта называют и село Каировых. По имеющимся сведениям, Каировы проживали в с. Кани, расположенном в Кармадонском ущелье под санаторием «Кармадон». В последствии Каировы из с. Кани переселились на плоскость и образовали село Куян на территории Кабардино-Балкарии. Часто из горных сел переселялись в село Салигуярдон (ныне г.Алагир), а часть в село Ардон (ныне город Ардон). И если в настоящее время в г.Алагир нет никого из Каировых (мнение Тазрета ошибочное (ред. Каирова Виктора Владимировича), то в г.Ардон более десяти дворов проживали в с.Галон (Курайта) в Ардонском ущелье и в середине ХIХ века четыре брата – Аго, Цъеу, Буракъ и Кит, сыновья Тита Каирова из-за преследования на почве кровной мести вынуждены были покинуть редкое село и переселиться в Дигорское ущелье со своими семьями. Первоначально поселились в сел. Стур-Дигора (Большая Дигория), но в последствии вынуждены были искать более недоступное место от преследователей и переселились в с.Донифарс где обосновались, приняли мусульманскую религию и последовательно стали разговаривать на дигорском диалекте.

В 1916г. несколько семей переселились в с.Лескен, а после Октябрьской революции все остальные семьи и в настоящее время проживают более 20 семей. (по состоянию на 1994г.) Данные исследования начаты с сыновей Тита Каирова — АГО, ЦЪЕУ, БУРАКЪ, КИТ. Я составил древо братьев, переселившихся в середине 19 века из Ардонского ущелья в Дигорское ущелье и в настоящее время проживающих в с. Лескен Ирафского района. Вместе с тем Каировы проживают в сел. Чикола Ирафского района, в г.Владикавказе, г. Ардоне, а также в Кабардино-Балкарии, причем часть из них по национальности кабардинцы. Надеюсь, что все они выходцы из Ардонского ущелья.

Буду рад если мои данные когда-нибудь пригодятся.