САТЦАЕВЫ (САТЦАТÆ). Во второй половине XVIII в. некий Зарбег Пхалагов из с. Хинцаг, женившись на Сатца Кануковой, покинул родной дом и поселился в ауле Цагат Ламардон. Говорили, что причиной его ухода из дома стал конфликт с родственниками.
Зарбег слыл храбрым человеком и удачливым охотником. Во время очередной охоты он погиб под снежной лавиной (вариант: от камнепада). Сатца осталась вдовой с двумя сыновьями.
Кануковы настаивали на ее возвращении домой вместе с детьми. Однако, как повествует родословная, Сатца очень любила своего мужа и в память о нем отказалась вернуться к Кануковым, заявив им, что не даст погаснуть огню очага своего покойного мужа. Так она осталась жить с малолетними детьми в доме, построенном ее мужем в с. Цагат Ламардон.
Жили они на деньги, которые Сатца зарабатывала рукоделием и шитьем тулупов. Они в горах очень ценились. Тулупы ей заказывали многие, особенно жители Джимары, и хорошо платили за работу. Поэтому далеко за пределами Даргавского ущелья сохранилась присказка: Сати,а— Джимарайан карцкардаг(«Сатца — закройщица тулупов для Джимары»).
Когда дети выросли, один из сыновей, Алат,отомстил за кровь родного дяди из Кануковых: юноша убил кровника, жившего в ауле Джимара. Горский суд за неимением свидетелей вынужден был оправдать его.Не последнюю роль сыграл и тот факт, что материнская родня в лице Кануковых оказывала сиротам всяческую помощь. Не каждый решался иметь дело со столь мощной фамилией. Да и Пхалаговы поддержали Алата.
Сельчане все чаще стали называть ее именем всю семью: Сатцата — Сатцаевы. Это название за фамилией сохраняется по настоящее время.
В середине XIX в. Сатцаевы переселились наравнину в с. Заманкул. Родовые земли в горах они сохранили за собой. Среди общинников (фарсаглагов) Сатцаевы считались состоятельной фамилией.