Дур-Дур — одно из самых крупных селений в предгорной зоне Северной Осетии. Точно установить дату его основания не удается. Примерно это середина—вторая половина XVIII в. Штедер в 1781 г. отмечал аул Дур-Дур, «считавшийся за 6аделятской семьей Таговер» (Тугановы), которая в то время состояла из семи братьев. По данным Ю. Клапрота, в начале XIX в. Тугановы жили в Хинашкау, Гуларкау (70 дворов; и нескольких аулах на реке Дигор и Черекдон. Во всех селениях Тугановых было 400 дворов крестьян. На карте Кабарды 1744 г., составленной геодезистом С. Чичаговым, отмечено село Караджау, «а живут в нем караджаевцы христианского закону». В 1753 г. опять упоминается с. Караджау на р. Урух «в протекции у Койтукина рода». По сведениям ротмистра А. Шелкова, в 1768 г. в Караджау насчитывалось 100 дворов. Штедер в 1781 г. наряду с названным аулом отметил предгорные владения Тугановых (Дур-Дур) и Кубатиевых (Кора-Урсдон). Образование Дур-Дура Д.А. Дзагуров относил к концу XVIII — началу XIX вв., а М.В. Рклицкий — к XVIII столетию. В середине XVII в., как считал Б.П. Берозов, на равнине появилось несколько селений дигорских феодалов: Каражаево, Кубатиево, Вассилово и Тума. К такому выводу исследователь пришел в результате анализа «отдельных сведений, разбросанных по разным документам, а также полевого материала». По данным Б.П. Берозова, аул Дур-Дур основан в XVII в. ив 1771 г. состоял из 204 дворов. Дата образования названных аулов, за исключением Каражаево, вызывает сомнение. Н.Г. Волкова обратила внимание на то, что из перечисленных Штедером дигорских равнинных поселений на карте Кабарды 1744 г. известно лишь Каражаево. Остальные, резонно замечает автор, возникли в промежутке между сороковыми годами XVIII в. и 1781 г., когда в этих местах побывал Штедер. Об этом же свидетельствовал Ю. Клапрот в начале XIX в.: поселения Кубатиевых на Урсдоне, Каражаевых на Урухе и Кобановых на Лескене «были построены около 60 лет тому назад на отроге гор, когда фамилия Тау-Султанов покинула земли, занимаемые ею раньше, и переселилась дальше к северу в Малую Кабарду».

Штедер охарактеризовал Дур-Дур как «значительное селение». Название села (камень-камень), по его мнению, — «произошло от большого количества камней». В то время «селение Дур-Дур в полуверсте от предгорий считалось за бадилатской семьей Таговер (Тугановых), которая состоит сейчас (в 1781 г. — Ф.Г.) из семи братьев, старший из которых Эйдек для сохранения своих прав заново крестился». Земельные угодья предгорного аула Дур-Дур были, несомненно, гораздо плодороднее участков в горах. По свидетельству Штедера, «в садах… разводят бобы, турецкий маис, редьку, огурцы и большое количество обыкновенного зеленого табака; всем этим они торгуют с Моздоком. Они хорошо обрабатывают поля и обменивают излишки на скот у кабардинцев… У них имеются большие стада, по сравнению с другими горцами они зажиточны, в чем им помогли плодородная почва и хорошее местоположение». Такую же характеристику угодьям Дур-Дура дал Ю. Клапрот, кавказская экспедиция которого проходила в 1807-1808 гг.: «Их урожай обычно так обилен, что они могут продавать большую часть своего урожая дигорцам, живущим в высоких горах». Общая площадь земель Дур-Дура составляла 20 000 десятин. Даже когда часть участка выкупила казна, он составлял 12954 дес. 1495 сажен, в 1837 г. «дарованном по особой монаршей милости генерал-майору Туганову». Наряду с Тугановыми первыми поселенцами в Дур-Дуре являлись Золоевы, Найфоновы, Гуларовы, Елбаевы, Гобаевы, Керчелаевы, Цакоевы, Казаховы, Газдаровы, Сафкаловы, Кардановы, Суменовы. В конце XVIII в. сюда же переехали Колоевы, Мамаевы и Дзахоевы.
Фамилия владельцев Дур-Дура восходит к тюркскому туган «сокол». Как и другие феодалы Западной Осетии, Тугановы возводили свою родословную к легендарному Баделу. По преданиям осетин и балкарцев, предки привилегированных сословий соседних народов являлись родными братьями и в горах появились в одно время — очевидно, фольклорное отражение причастности алан к этногенезу обоих народов. Анализ родословных баделят и балкарских таубиев привел нас к выводу, что генеалогические предания отразили миграцию в ущелья Центрального Кавказа той части алан, которая после татаро-монгольского нашествия перешла на сторону врага и около двух веков сотрудничала с монголами. В 1396 г. прославленный Тимур в жестокой битве на Тереке разбил хана Золотой Орды Тохтамыша и его аланских сторонников; последние укрылись у своих горных собратьев, осевших там гораздо раньше. Пришедших соплеменников аланы-горцы назвали «маджарскими» — не столько потому, что аланы проживали в особом квартале в Маджарах [его развалины в районе современного г. Буденновск отмечали еще XIX-XX; при раскопках города обнаружено пряслице конца XIII — начала XIV вв. с осетинской надписью, выдержанной в нормах дигорского диалекта]; сколько потому, что «маджарскими» называли ту часть алан, которая после монгольского нашествия осталась на равнине и сотрудничала с врагом. Родословные 6аделятов и таубиев восходят к рубежу XV-XVI вв. Важные перемены в общественном строе, ожесточенная борьба пришедших с равнины аланских аристократов с горской знатью, требовала идеологического обоснования своего господства, каковым и явились генеалогические предания.
Тугановы в средневековой Западной Осетии относились к числу самых богатых и влиятельных фамилий. Им принадлежали большие стада овец и крупного рогатого скота; в предгорных владениях успешно развивалось сельское хозяйство. Дур-Дур во второй половине XIX в. превратился в один из крупнейших на Кавказе конезаводов. В 1874 г. в газетной версии работы «Заметки об Осетии и осетинах» Д. Лавров отмечал: «Самые многочисленные конские табуны во всей Осетии принадлежат крупному местному землевладельцу Туганову; в этих табунах можно увидеть лучшие экземпляры осетинского коневодства». Десятью годами позже анонимный автор статьи в «Терских ведомостях» рассказал о ежегодных скачках, устраиваемых Тугановыми. На них съезжалось большое количество зрителей и конников из Осетии, Кабарды и Чечни. «Победителей награждают богатыми призами». Интересна мысль конезаводчика Туганова по поводу организации соревнований: «В связи с отменой скачек по поминкам негде демонстрировать скаковых лошадей и потому с 1882 г. раз в год решили проводить эти скачки».

С момента включения Кавказа в сферу влияния Российской империи Тугановы, как одна из самых могущественных и влиятельных фамилий, пользовались повышенным вниманием со стороны царской администрации. Еще в 1782 г. в регулярных казачьих частях служили поручики Мусса и Айтек Тугановы. Айтек участвовал в русско-турецкой войне в отряде под командованием генерал-майора Горича и был «пожалован в капитаны». Среди друзей известного генерала А.П. Ермолова в 1816 г. назван Татархан Туганов — «молодой человек, красавец собою, смелый и ловкий наездник». За его храбрость Ермолов исходатайствовал ему чин хорунжего. Т. Туганов погиб в схватке с абреками.
В 1828 г. был создан особый Горский эскадрон — своеобразная школа по подготовке офицеров из числа горских народов. В 1829 г. корнету Туганову поручили общее наблюдение за обучением горцев в Дворянском полку. За участие в боях 25-27 августа 1830 г. под Варшавой получил награду поручик Игнатий Туганов. Представители привилегированных сословий служили в императорском конвое. В 1850-1851 гг. в конвое служили Пшемахо и Джанхот Тугановы.
В Крымской войне отличилось несколько представителей фамилии Тугановых. Например, за отличие, проявленное в сражениях с турками, командир 2-й сотни горской милиции Пшемахо Туганов приказом начальства произведен в поручики. Он участвовал в боях на Саганлугском хребте, у селений Бирдус и Энгикеве, у Ардагана и при осаде Карса. Пшемахо был награжден орденами и медалями. П. Туганов стал одним из офицеров созданного из горцев конно-иррегулярного полка (его командиром являлся полковник Магомет Дударов). В осетинской сотне находился Афако Туганов.

В годы I мировой войны Сафар Туганов командовал взводом 2-й сотни Кабардинского полка.
Безусловно, самым известным из офицеров Тугановых дореволюционной России являлся Асламбек Туганов — первый осетинский генерал.
Родился в 1804 г. В 4 года его

отдали в аманаты и он несколько лет воспитывался в семье российского полковника. Это обстоятельство сыграло существенную роль в формировании его личности. Девятилетним мальчиком Асламбек начал свою воинскую службу в прославленном Кабардинском полку. Через 6 лет уже в чине офицера ( ! ) он состоял в Лейб-гвардии кавказском горском полуэскадроне. Последующие годы службы проходили в Санкт-Петербурге. В послужном списке Асламбека есть запись: «При выступлении из Санкт-Петербурга при полуэскадроне в поход в конвое Императора 25 марта прибыл в гор. Белосток и поступил в конвой к Его Императорскому Высочеству Государю Цесаревичу Константину Павловичу, находился в сопровождении Его Высочества по 11 июля, откуда при обратном следовании в главную квартиру действующей армии вступил 31 июля в пределы царства Польского».

В Польше императорский конвой оказался в связи с ожесточенными боями, развернувшимися под Варшавой. Асламбека назначили в конвой к Его Императорскому Высочеству Великому князю Михаилу Павловичу, командиру гвардейского корпуса. В боях во время штурма варшавских укреплений А. Туганов за отличное выполнение боевых задач был одним из немногих офицеров, награжденных бриллиантовым кольцом.
Верный знамени и воинскому долгу, он в качестве командира 7 бригады Кавказского линейного казачьего войска и Горского казачьего полка, принимал участие в Кавказской войне под началом генерал-майоров Нестерова и Вревского.
Г.Т. Дзагурова приводит архивные материалы, повествующие о боевых буднях офицера: «Получив донесение о происшедшем, командир Горского полка полковник Туганов выехал из Екатеринограда на почтовых и в Павловской сел на коня. Присоединившись к сотнику Елбаеву и к приставу Малой Кабарды сотнику Тургиеву, командир с рассветом осмотрел следы абреков и убедился, что за Терек они не ушли. Тогда, собрав всех казаков и усилившись прибывшими с войсковым старшиной Хоруевым, есаулом Тускаевым и сотником Гурджибековым казаками станиц Черноярской и Новоосетинской, полковник Туганов начал розыск». 6 декабря 1851 г. А. Туганов высочайшим приказом произведен в генерал-майоры. Характеризуя Асламбека, Лорис-Меликов писал: «Туганов принес очень много пользы правительству как в прежнее военное время, так и впоследствии при водворении в крае существующего после порядка и особенно при проведении в области реформ, как то: при освобождении холопов, обложении податью горцев, введении судебных уставов, разрешении поземельного дела и проч.»

За годы службы Асламбек 53 ( ! ) раза «получал Высочайшее благоволение», неоднократно отмечался денежными премиями, как выше отмечалось, был пожалован и земельным участком в 20 000 десятин. Среди боевых наград — ордена Святой Анны III степени с бантом, II степени, I степени; Святого Станислава III и II степеней; Святого Владимира I и IV степеней; Знак Отличия Польского ордена.
Асламбек Михайлович был прекрасным семьянином, имевшим пятерых сыновей и столько же дочерей; до конца своих дней он оставался нежным и заботливым отцом.
В архивах сохранилась его генеалогическая таблица, составленная в 1859 г. Бадел Туган Солтанбек
Санпи (жена — дочь таубия Канова) Карихан (жена — Кастомаха Караджаева) Сефай (жена — Хани, дочь Бадзая Кабанова) Магомет (жена — Кендзехан Карабугаева) Аслангери 50 лет (жена — Зали, дочь Дударуко Кубатиева); Асламбек 55 лет .
В архивных материалах сохранилось письмо Туганова, адресованное командующему Кавказской армией генерал-фельдмаршалу князю Барятинскому. Оно свидетельствует не только об отцовских чувствах, но и о его отношении к религии, нравственности, приверженности законам, чести дворянина. Письмо Асламбека Барятинскому очень интересно: «Нынешний экзарх Грузии требует, чтобы я детей своих принудил силою принять христианскую религию и угрожает, что в противном случае после смерти моей они не смогут пользоваться и имением моим, принадлежащим по прямому наследству, и землями, дарованными мне за службу Государем императором.
Доводя об этом до сведения Вашего Сиятельства, покорнейше прошу принять меня под покровительство свое и защитить от нападков духовенства. Что же касается до детей моих, рожденных от жены-магометанки, то имею честь покорнейше просить дозволения Вашего Сиятельства дочерям выходить в замужество за магометан, ибо другого средства нет, потому что никто из дворян не исповедует христианскую веру. Кроме того, осмеливаюсь покорнейше просить защиты Вашей от гласного преследования меня духовенством, что, имея честь быть генералом русской армии и происходя из первых степеней горских дворян, всякое явное преследование духовенства в глазах народа подает повод к различным невыгодным толкам, что правительство принимает насильственные меры к обращению магометан в христианство, чего допустить можно только мерами кротости и уважения». Выяснив суть вопроса, главнокомандующий армией «приказал прекратить делаемое до сего времени г-м Туганову принуждение по поводу обращения его детей в православную веру». Традиция воинского служения России, заложенная Асламбеком, была продолжена многими поколениями Тугановых. Офицерами российской армии в разные годы стали: Сафар, Саладин, Джанхот, Гамид, Хаджиумар, Кургок, Асланбек Кудабердиевич, Евгений, Алихан, Магомет, Хакяш, Ибрагим, Пшемахо, Батырбек и т.д.
Но тема доблестной службы офицерского корпуса Тугановых, как и вклад Тугановых в развитие осетинской культуры, требуют отдельного, специального исследования.