Основание высокогорного аула Нар устная традиция связывает с легендарным Хетагом. Относительно происхождения названия аула высказывались различные гипотезы. В.И. Абаев связывал его происхождение с фольклорными «нартами», причем и то и другое название выводилось от монг. нара «солнце». А.Дз. Цагаева в топониме усматривала название древнего племени нардов; Б.А. Калоев присоединился к точке зрения В.И. Абаева; Л.И. Лавров обратил внимание на араб. нар со значением «огонь», «пожар». К.Г. Джусоева и В.Х. Тменов специально анализировали данные об этом топониме. Согласно их анализу, только в Северной Осетии известно более 30 топонимов с элементом нар. Аналогичные топонимы встречаются в Южной Осетии и в горных районах Грузии, заселенных осетинами. Вслед за А.Дз. Цагаевой они высказали недоумение: почему объекты, в названии которых встречается элемент нар, в большинстве своем расположены не на солнечной стороне. Со своей стороны, К.Г. Джусоева и В.Х. Тменов полагают, что элемент нар осетинских топонимов непосредственно связан со словом нараг «узкий» и является его усеченной формой. В современном осетинском языке слово нар—нара—наре сохраняет свое древнее лексическое значение оглобля, межа, граница. Сохранились и другие лексические значения: узость, теснина, тонкий, мелкий. В этой связи авторы напоминают, что Нар в Туалгоме расположен на узкой длинной скальной гряде, омываемой (ограниченной, стесненной) с двух сторон реками Лиадон и Закадон.
Нар считался центром одноименного общества, в которое входили и жители Зругского ущелья — Козаевы, Тавгаевы, Хозиевы и Бираговы, жившие в своих фамильных селениях. По преданиям, все эти фамилии считаются выходцами из Алагирского ущелья и появились здесь не ранее XVI в. В это время возник и Нар. Позднее потомки Хетага расселились по всей Нарской котловине и ущельям Гуркутиком и Джинатком. Коста Хетагуров в этнографическом очерке «Особа» писал по этому поводу: «Каждая семья, захватив известный район, селилась особняком и затем, разветвляясь по мере своего разрастания, за недостатком места в родовом поселении строила в возможной к нему близости новый отселок». Нар оставался центром всего общества.

«Это селение, — отмечал Коста, — с окружающими его родственными отселками многие столетия служило законодательным центром и охраной народных традиций не только для Нарской котловины, но и для многих примыкающих к ней южных и северных ущелий». В Нарской котловине проживали не только потомки Хетага. Например, к т.н. «нарским селам» относятся 8 населенных пунктов, в их числе Слас, Поты фаз и др. В Сласе проживали Гагиевы и Цуциевы. Первый аул расположен на живописном крутом горном отроге, возвышающемся над левым берегом р. Зрукдон, недалеко от ее впадения в р. Нардон. С площадки, занимаемой селом, обозревается вся Наро-Зарамагская котловина. Нар, безусловно, контролировал подступы и вход в ущелье. В Сласе сохранились сильно руинированные ганахи Гагиевых и Цуциевых, а также башня Гагиевых. Последняя расположена на северо-восточной оконечности скального мыса, образованного слиянием рек Зругдон и Нардон, сложена из отесанных сланцевых плит и валунов на известковом растворе, с примесью мелкого щебня. Сохранившаяся высота башни равна 13,65 м, длина и ширина — 5,55 м. Ниже Сласа по мосту через Зругдон можно перейти в местность под названием Поты фæз; здесь жили Цуциевы. Рядом, на левом берегу реки, расположена церковь, во дворе которой — несколько могильных плит. Похороненные здесь относились к самым уважаемым людям нарских сел. Ф. Хозиев в своей книге «Уæлладжыры комыл — Туалтæм» выделил «удивительно красивый памятник с надписью: «Под сим камнем покоится прах жителя селения Слас Цопана Алегиклевича Гагиева, скончавшегося 10-го сентября 1887 года на 57 г. жизни». Говоря о расселении потомков Хетага, нельзя не упомянуть о грузинской ветви Хетаговых, проживавших в селении Гергети на Военно-Грузинской дороге. В 1965 г. Б.А. Калоев записал в этом древнем селе предание, которое гласит, что предок местных Хетагури — выходец из Нарской котловины. В составе осетинского отряда, помогавшего царю Грузии в отражении внешней агрессии, он сразился в единоборстве с турецким богатырем, предопределив победу над турками. На вопрос грузинского царя, что он желает получить от его милости, тот ответил, что хотел бы поселиться на дороге из Осетии в Грузию, дабы жители окрестных аулов в определенный день ежегодно приходили к Хетагури и приветствовали их в честь этой победы. Царь согласился, и эта церемония, говорят, проходила до 1938 г.

Во второй половине XVIII в. в Нарском обществе насчитывалось 175 дворов, а в 1884 г. — уже 305 с населением в 1951 душ обоего пола.

Архивные источники дают нам довольно разностороннюю информацию о населении котловины. В частности, материалы Архива внешней политики России свидетельствуют о большой тяге потомков Хетага к знаниям. В конце XVIII в. в Моздоке при «Осетинской духовной комиссии» открыта школа; ее наиболее одаренные ученики после завершения курса продолжали образование в Астраханской духовной семинарии. «В 1784 году в названной семинарии, — писал А. Гатуев в своей работе «Христианство в Осетии», — было 9 человек из осетин… один из них Хетагуров был впоследствии священником в Наре». В письме от 4 октября 1766 г. в Коллегию иностранных дел комендант Кизляра генерал-майор Н. Потапов сообщал: «Привезенных игуменом Григорием в Моздок осетинских старшинских детей четырех человек посланным от меня ордером определено в школу принять и содержать во всяком и лутчем довольствии, дабы тем возбудить и в протчих желание на отдачу своих детей».

О тяге к знаниям нарцев свидетельствует и такой факт: во время похода русских войск в горные районы Осетии в 1830 г. нарцы просили «командира русского отряда построить им в Наре школу и принимать их детей в кадетские корпуса». Немало нарцев получили в дальнейшем образование в различных учебных заведениях России. Выходцы из Нара становились офицерами, врачами, учителями.

Отсюда был родом и великий просветитель, поэт и художник Коста Леванович Хетагуров.