Осетинский женский пояс — камари

Украшением женского костюма являлся также пояс — камари. Термин был заимствован из грузинской этнокультурной среды, а в самом грузинском языке это слово было иранским заимствованием (Уарзиати, 1990. С. 156). В наземных позднесредневековых склепах были найдены фигурные пряжки от женских поясов, украшенные насечкой, круглыми, сферической формы налепами, иногда ребристыми ( Тменов, 1979. С. 129).

К концу XIX — началу XX в. у осетинок вошли в моду пояса из кожи или из галуна и ткани на кожаной подкладке, с украшением в виде большой пряжки, охватывающей талию спереди до середины боков. Пряжки изготавливали в основном из серебра, иногда позолоченные. Они в ширину были 2,5-4 см и компановались из двух половин, застегивавшихся при помощи стерженька, соединявшего обе половины в прочную конструкцию. Каждая из половин пряжки представляла собой выгнутую, заостренную на одном конце пластинку. Задняя часть пояса была сделана из ремня галуна или ткани. Техникой украшения этих поясов являлась глубокая гравировка с чернью или накладная филигрань. Характер орнамента — растительный, стилизованный. Большая часть таких поясов была позолочена. В качестве дополнительного украшения применялись цветные стекла, имитирующие бирюзу или рубин.

Для начала XX в. наиболее характерны пояса с пряжкой фигурной формы, но с иной системой застежки: в центре одной половины пряжки находилась квадратная прорезь. В нее при накладывании входила плоская петля, которая была на второй половине пряжки. Затем в петлю вкладывался миниатюрный кинжаль-чик, закрепляющий соединение. Пряжки были украшены несложным, чаще всего линейным рисунком, чернью. Орнамент растительный или различные завитки. Серебряные пояса являлись большой ценностью и переходили из поколения в поколение в качестве наследства, приданого, подарков.

В начале XX в. у осетин, как и у народов Северного Кавказа, а также в Дагестане, Азербайджане, Армении, у крымских татар и караимов имели широкое распространение пояса, сделанные целиком из металла без применения ремня. Очень пышные по декору, пояса считались самыми «модными» и были очень дороги.


В состав женской одежды входил также пояс. По материалам из склепов Осетии известны главным образом пояса из полосы ткани — бумажной или шелковой. В одном из склепов был обнаружен тканый шелковый узорный пояс с бахромой (Мамукаев, 1980. С. 108). Но, по-видимому, в XVIII — первой половине XIX в., в отличие от мужчин, пояс для осетинок не являлся обязательной частью одежды.

Девушка начинала носить металлический пояс с начала брачного возраста. Качество и материал пояса зависели от материальных возможностей семьи. Их носили также молодые женщины, а в торжественных случаях иногда и пожилые из богатых семей. Пожилые женщины надевали пояса из куска ткани, полотенца, тканые покупные пояса, иногда талию обматывали платком. Пояса из ткани, т.е. кушаки, закрепляли на талии, завязывая или затыкая концы. Во второй половине XIX в. в Осетии были популярны пояса из кожи, галуна, ткани с галуном, иногда наложенные на кожаную подкладку, с металлическими пряжками и украшениями.

Традиционный женский пояс и нагрудные застежки.

Серебро с позолотой. Осетия, конец XIX века.

Женский осетинский пояс, XIX век