Одно из древнейших и самое почитаемое в Северной Осетии святилище, расположенное близ Цея, на высоте около 3 км над уровнем моря — это святилище Реком. Оно стоит на поляне, на левом берегу Цейдона, прямо напротив мрачноватой горы Монах. Место здесь в смысле силовых линий планеты явно непростое, и это чувствует всякий, кто тут оказался.
Само по себе святилище представляет собой бревенчатую хижину из толстых отполированных сосновых стволов. Строение сложено по старинке, без гвоздей или иных креплений. Методика «обло», по которой это проделано, была известна осетинам, славянам и прочим древним народам тысячелетия тому назад и обеспечивает отсутствие щелей меж брёвнами благодаря совпадающим выемкам в их концах. Конструкцию святилища венчает простая крыша в два ската, на краях которой можно увидеть чисто декоративные деревянные фрагменты, украшенные уникальным орнаментом.
Само по себе святилище представляет собой бревенчатую хижину из толстых отполированных сосновых стволов. Строение сложено по старинке, без гвоздей или иных креплений.
У входа в святилище всю стену постройки занимает что-то вроде двух полок, у самой земли и над окном. На полках выстроились в ряд выбеленные временем черепа животных — напоминание о древних жертвоприношениях. Рядом стоит деревянная ёмкость, куда кладут приношения «современные»: монеты и банкноты.
Народный нартский эпос гласит, что Бог заплакал, узнав о смерти нарта Батрадза, духа грозы и главного персонажа всей саги. В том месте, куда упали три его слезы, появились три осетинских святилища: Мыкалгабырта, Реком и Таранджелос.
Реком — древнее осетинское божество, у которого испрашивали богатого урожая и удачной охоты, исцеления от хворей и общей защиты. Божество считалось сугубо «мужским» и хорошо вписывалось в общий культ поклонения Уастырджи, тоже «мужского» покровителя. Реком особенно почитался в Алагирском ущелье, и ежегодно в середине лета здесь справляли недельные торжества в честь бога. В эту неделю ему приносились богатые жертвы (в основном скот).

Другая легенда сообщает, что Реком был построен самим Уастырджи, и по его велению деревья для сруба сами попадали на повозки, а потом сами выгружались оттуда. Таким образом святилище было выстроено без участия человека, само собой.
Так или иначе, а в 1995 г. святилище было уничтожено пожаром, который возник от удара молнии. Его восстановили по памяти, сопроводив процесс строительства всеми необходимыми ритуалами. Единственное отличие нынешнего святилища от старинного — в стройматериале: первоначальный Реком был выстроен из лиственницы, древесина которой не гниёт, но лиственницы в окрестностях просто не растут.
Это место для осетин настолько священно, что осмотреть его изнутри практически невозможно. Попасть в святилище можно лишь по главным праздникам — в мужской день Кэхцгэнэн, в июне, или в марте на Хорыбон. Поэтому о том, что находится внутри, можно составить представление только по древним описаниям. Согласно им, в Рекоме две комнаты, в одной из которых сложены сломанные стрелы, а другая представляет собой молельное помещение.

Женщины попасть в святилище Реком не могут вообще никогда и никак.
Сломанные стрелы — свидетельство ещё одного древнего местного обычая, который в немного модифицированном виде держится здесь до сих пор. Перед битвой осетинские воины братались друг с другом, для чего каждый ломал по стреле и оставлял в Рекоме. Сегодня юноши оставляют тут любую личную вещь, уходя в армию.