АСТАНОВЫ (ÆСТÆНТÆ). Имя Астан представляет собой сложное слово из аст: «восемь» + ан: «(мы) есть» (в итоге — «нас во­семь»), В генеалогических и исторических преданиях предстают как боль­шая, сильная и богатая фамилия. Жили в Тапан Дигорие, в северной части Махческа, на высоком правом берегу Айгомугидон. Там осталась их башня, вокруг которой находилось жизненное пространство, в народе именуемое Астанти фидартта (укрепления Астановых).

Со временем разросшаяся фамилия разделилась на несколько новых, названных по именам основателей. Все они жили в Тапан Дигоре: в ауле Скодтаевых — Скодтаевы, Цакоевы; в Вакаце — Цебоевы; Цоковы и Тепсикоевы — в Калнагта, Гависовы и Тавасиевы — в Мастиноке, Оказо- вы — в одноименном поселении. Таким образом, фамилиями, образованны­ми от имен потомков Астана, считаются: Скодтаевы, Цакоевы, Цебоевы, Тепсикоевы, Цоковы, Гависовы, Оказовы, Тавасиевы и Налоевы. По дру­гим версиям, к этому клану относятся также Гулиевы, Залеевы и Гасановы.

Фольклорная традиция сохранила несколько вариантов появления Ас­тановых. В историческом предании (1870), опубликованном В. Б. Пфаф­фом, повествуется о том, что западные осетины происходят от некоего Дигора. Его сын, Дзамбулат, поселился у притока Уруха — на берегу р. Дигурдон. В свою очередь, его сын Астан построил замок на горе к западу от Махческа. В топонимике Дигории сохранилось название Астани къубус (холм Астана) — холм с остатками оборонительной башни у с. Махческ. Позднее он получил название — Абисалти къубус (холм Абисаловых).

По одним вариантам исторического фольклора Астан являлся ро­доначальником всех дигорцев, по другим — лишь фамилий Цакоевых, Оказовых, Тавасиевых, Цоковых, Гависовых, Дзапаровых, считающихся близкими родственниками (æрвадæлтæ).

По преданиям, записанным И. Собиевым, родоначальником дигорцев был не Дигор, а Астан. У сына последнего было трое сыновей — Гагуа, Аргаца и Гулон. От первого якобы произошли феодалы донифарсцев — гагуата, а от двух последних — жители Тапан-Дигорского общества.

Б. А. Калоев в Западной Осетии записал версию, по которой поселив­шийся в ауле Махческ родоначальник дигорцев Астан был женат на де­вушке из фамилии Мзоковых, живших в с. Нузал Алагирского общества. От нее Астан имел восемь сыновей.

Не менее значимы еще два варианта рассматриваемого предания. По первому из них, в далекие времена в верхнем квартале Вакаца на улице Узунага жил некий крестьянин. Все его семейство погибло от какой-то на­пасти, остался лишь один мальчик. Ребенка случайно нашел грузинский охотник и забрал к себе домой. Он назвал малыша Астаном. Когда тот вырос и стал мужчиной, его отправили на родину, в Дигорское ущелье. По дороге в Дигорию Астан остановился в ауле Нузал Алагирского ущелья. Здесь он женился и вскоре отправился дальше. Придя в Дигорию, осел в Махческе. У Астана было восемь сыновей. Достигнув мужского возрас­та, они возвели (боевую) башню, а вокруг — жилье для каждого из них. Эту башню и жилища братьев в народе назвали Астанти фидартта. Обратим внимание на тот факт, что хотя у главного героя предания было восемь сыновей, народная молва к ним же относила и Скодта. По варианту родословной, его еще ребенком на охоте нашел один из сыновей Астана. Мальчика стали считать девятым наследником Астана. Став мужчиной, найденыш основал свой аул, назвав его по своему имени — Скодтатикау.

По второму преданию, некогда трое сыновей грузинского князя — Астан, Цебо и Джапар, — став кровниками в своем ауле, бежали в Ди- горское ущелье. Астан остановился в Махческе, а Цебо и Джапар — в Вакаце. Наследники Цебо по имени отца назвали себя Цебоевыми.

Сыновья Джапара хотели захватить земли Цебо. Для этого пригласили двух его сыновей на праздник, а когда те возвращались домой, убили их. Тела братьев нашли только весной, когда сошел снег. Подозрение пало на Джапаровых, и им пришлось бежать из Вакаца в Грузию. У их жен роди­лись мальчики, которых воспитал Астан.


Дополнение. От Астановых произошли следующие фамилии: Цакоевы, Цебоевы, Цоковы, Тавасиевы, Гасановы, Гулуевы, Оказовы, Скодтаевы.