КЕЛЕХСАЕВЫ АЙПАРОВЫ ДЗИВАЕВЫ ДЗУГЫЕВЫ
ГАЗДАНОВЫ (ГÆЗДÆНТÆ). Об этой фамилии написано много. Поэтому мы ограничим свою задачу и рассмотрим, главным образом, «владикавказский» период их истории.
В середине XIX в. встал вопрос о преобразовании крепости Владикавказ в город. В этой связи особую остроту приобрел вопрос о будущем Осетинской слободки. Критериями сохранения права проживания в слободке являлись наличие капитального жилья и средств для жизни в городе.
В списке жителей Владикавказского аула 1851 г., «которые имеют капитальные строения и желают остаться во Владикавказе», значатся: капитан Жукаев, подпоручик Александр Тарханов, прапорщики Хусин Баев и Уба Алдатов, сын умершего прапорщика Каспулата Ипполит Кусов, юнкера Беса Кочинов, Мамсыр Газданов, Алмахсид Аликов, а также Азо Газданов.
9 января 1859 г. жители Осетинского форштадта подали Евдокимову прошение, которое, помимо прочего, содержало краткую историю форштадта. «Мы, владикавказские осетины, переселились в нынешнее местожительство из разных ущелий гор, со времени населения Владикавказа, при бывшем коменданте графе Ивиче, когда на плоскости не было ни одного осетинского аула; приняли святое крещение и были наделены землею, лесом и прочими угодьями», — говорилось в прошении.
Свое право на жительство в будущем городе слободчане обосновывали боевым содружеством с гарнизоном крепости: «Во время прихода ко Владикавказу Кази-Муллы, когда Шамиль подступал к Назрании потом пошел в Кабарду, мы день и ночь занимали караулы в крепость и более других соплеменников наших всегда и в очередь и не в очередь, отбывая всякого рода повинности, участвовали во всех экспедициях…». Жители Владикавказского аула с удовлетворением отмечали: «Мы осчастливлены первые из горцев Кавказа принятием нас в число граждан будущего города». Прошение от имени населения Осетинского форштадта (189 дворов в 1861 г.) подписали: капитан Жукаев, прапорщик Хусин Баев, юнкера Беса Кочиев и Александр Аликов, Баби Цаликов, Азо Газданов.
Дополнительную остроту проблеме придавали возникшие споры по сословному и по земельному вопросу. Ротмистр М. Газданов в резкой форме отрицал существование у осетин привилегированных сословий: «В Осетии выдающихся фамилий не было, а были выдающиеся личности, которые во имя могущества сообщали силу и могущество всем членам своей фамилии. Эта страсть — защищать членов своей фамилии — укоренилась в высшей мере в характере всякого осетина».
Из форштадта вышли такие видные представители национальной культуры, как поэт и общественный деятель Аксо Колиев, философ Афанасий Гассиев, известный врач Дзыбын и первая осетинская балерина Аврора Газдановы, известный, талантливый писатель Гайто Газданов.
Ельдзарико Газданов — полный кавалер Георгиевского креста. Уроженец с. Ольгинское Северной Осетии.
Булат Гаппоевич Газданов (1936 г. р.) — заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Северной Осетии. Широко известный осетинский музыкант, руководитель оркестра народных инструментов Государственной телерадиокомпании «Алания».
Семь братьев Газдановых — Магомед, Дзарахмат, Хаджисмел, Махарбек, Созрыко, Шамиль и Хасанбек — из с. Дзуарикау пали смертью храбрых на фронтах Великой Отечественной войны. В 1963 г. здесь сооружен памятник семи братьям Газдановых, уроженцам этого селения, отдавшим жизнь за Родину.
Год основания | ? |
Основатель | ? |
Родное село | Дзуарикау |
Ущелье | Куртатинское |
Диалект | Иронский |
Религия | ? |
Первые упоминания | ? |
Современное расселение | |
? |