Галазов Ахсарбек Хаджимурзаевич
(1929 — 2013)
Видный политический и государственный деятель СССР и России,
Первый Президент Республики Северная Осетия — Алания в 1994-1998 г.г.
Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ
А.Х.Галазов родился 15 октября 1929 г. в с. Хумалаг Правобережного района Северо-Осетинской АССР. Осетин. В 1952 г. окончил Северо-Осетинский государственный педагогический институт им. И.Л.Хетагурова по специальности “учитель русского языка”. С 1952 г. работал учителем, заведующим учебной частью Хумалагской средней школы, с 1958 г. — инспектором школ Министерства просвещения республики, затем — директором Института усовершенствования учителей, с 1960 г. — инструктором отдела школ и вузов обкома КПСС, с 1961 г. — министром просвещения Северо-Осетинской АССР. В 1974 г. в Научно-исследовательском институте общей педагогики Академии педагогический наук СССР защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме “Организационно-педагогические проблемы осуществления всеобщего среднего образования в национальной республике. (На опыте Северо-Осетинской АССР)”. С 1975 г. А.Х.Галазов — заместитель председателя Совета Министров Северо-Осетинской АССР. С 1976 г. — ректор Северо-Осетинского государственного университета им. К.Хетагурова, профессор. 24 февраля 1990 г. избран на альтернативной основе первым секретарем Северо-Осетинского обкома КПСС.
В 1990 г. А.Х.Галазов был избран народным депутатом РСФСР и Верховного Совета Северо-Осетинской АССР. С 21 марта 1990 г. А.Х.Галазов — председатель Верховного Совета Северо-Осетинской АССР.
В декабре 1993 г. был избран членом Совета Федерации по Северо-Осетинскому двухмандатному избирательному округу № 15. Являлся членом Комитета по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике.
16 января 1994 г. избран президентом Республики Северная Осетия — Алания. За его избрание высказались 64% проголосовавших. В январе 1996 г. вновь вошел в состав Совета Федерации.
Член КПСС с 1959 по август 1991 г. С июля 1990 г. — член ЦК КПСС. Делегат XXVIII съезда КПСС.
В октябре 1992 г. был одним из инициаторов подписания “Декларации о принципах межнациональных отношений на Северном Кавказе”, среди которых — равноправие народов, уважение и развитие национальной самобытности, сохранение территориальной целостности национально-государственных образований, отказ от насильственных действий в отношении границ, запрещение незаконных военных формирований, обеспечение прав национальных меньшинств, решение межнациональных проблем только путем переговоров.
Считал, что разделение региона на Северный Кавказ и Закавказье — условное и неоправданное. Кавказ как единый политический, экономический и социальный организм складывался не только в годы Советской власти, но и на протяжении многих веков. И проблемы, которые он сегодня переживает, являются общими. Они касаются всей России.
Отмечал, что Чечня — проблема, связанная с развалом СССР. Она усугубляется тем, что чеченскую карту в своих целях используют политические авантюристы, которые на трагедии народов Кавказа зарабатывают политические дивиденды. Проблемы Кавказа нельзя решать локально. Необходим общий механизм выхода из затянувшегося политического, экономического, социального и культурного кризиса. Проблемы беженцев, разоружения незаконных формирований, восстановления разорванных экономических и культурных связей являются общими. Для мирного развития всех кавказских регионов требуется возвращение людям разума, чтобы от войны перейти к созидательному труду. Считал, что происходящее на Северном Кавказе обусловлено отсутствием в России грамотной государственной национальной политики. Национальными проблемами, по мнению А.Х.Галазова, занимаются люди, недостаточно подготовленные для столь сложных дел, легковесно подходящие к их решению.
Полагал, что трагедия бывшего СССР и его народов связана и с тем, что политики на сложном этапе развития общества отказались от услуг деятелей науки и культуры. Другая беда заключается в том, что современные “демократы” провели в жизнь идею В.И.Ленина о том, что каждая кухарка может управлять государством. Каждый должен заниматься тем, чем может заниматься. Политика же не должна осуществляться без опоры на науку.
Оценивая подписанный 16 января 1996 г. договор о разграничении полномочий и предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республики Северная Осетия — Алания, подчеркивал, что республика не помышляет о выходе из Российской Федерации. Ее суверенитет — это суверенитет по отношению к другим республикам в составе РФ, а по отношению ко всей России республика не может быть суверенна, она — часть целого. Заявлял, что Декларация о государственном суверенитете Северной Осетии — акт самозащиты от территориальных притязаний со стороны соседей. Говоря о национальных конфликтах, отмечал: они во многом связаны с тем, что федеральные органы власти существуют сами по себе, а региональные — сами по себе. Беда России в том, что на определенном этапе были нарушены взаимоотношения между Центром и регионами. Признавал исключительную роль Совета Федерации в становлении российской государственности и создании единой сбалансированной системы власти в РФ. Совет Федерации, в котором равно представлены и исполнительные, и законодательные органы власти субъектов Федерации, при четкой организации своей работы может показать и Государственной Думе, и правительству пример конструктивного сотрудничества в интересах формирования единой системы власти и укрепления на этой основе законности и правопорядка в стране.
Заявлял, что структура власти в Республике Северная Осетия — Алания не отвечает современным требованиям. Необходимо разорвать порочный круг дискуссий и решать три основные задачи: прийти к миру, укрепить его, установить нормальные отношения с соседями; провести структурную перестройку народного хозяйства для рационального использования природных ресурсов и богатого интеллектуального потенциала; создать нормальные человеческие условия для каждого гражданина республики.
Считал, что нельзя механически расформировывать колхозы и совхозы. Сельское хозяйство — самая ранимая и наименее приспособленная к рыночным условиям сфера. Государство, являвшееся основным покупателем сельхозпродукции, теперь не в силах не только дотировать убыточные хозяйства, но и своевременно выплачивать деньги за уже поставленную продукцию. Поэтому надо перестать надеяться на государство. Надо своими силами поддерживать крестьянство, в первую очередь тех, кто умеет по-хозяйски распоряжаться вложенными деньгами. В сельском хозяйстве нужны нестандартный подход, личная инициатива, высокий профессионализм. Выступал за приоритетную заботу о всех крестьянах и о всех формах хозяйствования на селе. Считал необходимым помочь крестьянам каждого селения определить наиболее эффективные и приемлемые для них принципы и методы ведения хозяйства, наиболее рациональные формы собственности и создать им все условия для продажи не сырья, а готовой продукции длительного хранения.