ДЗАНТИЕВЫ — ЖАНТИЕВЫ (ДЗАНТИАТÆ) принадлежали к высшему сословию Тагаурского общества,хотя и не относились к потомкам «царевича Тага». В показаниях баделят (феодалов Западной Осетии) говорится: «Жантиевы жили в Какадуре. Хотя и не происходят от родоначальника Тагаура, но всегда пользовались правами в народе наравне с тагаурскими алдарами — имели своих подвластных, кавдасардов и холопов, от которых получали такую же дань, какую получали тагаурские алдары и мы (баделята)от своих родов».
В рапорте владикавказского коменданта полковника Широкого начальнику штаба отдельного Кавказского корпуса генерал-майору Коцебу от 12 января 1840 г.приводятся данные о принадлежности Дзантиевых к сословию алдаров.
В1986 г. во время экспедиции в Тырсыгом старец Дзинка Дзантиев (1895 г. р.) поведалнам о том, что его предки, жившие в ауле Цоцолта Трусовского ущелья, были выходцами из Даргавса. Обстоятельства их появления в Трусовском ущелье остаются не выясненными.
М.Газданов в статье «К вопросу о происхождении тагаурских алдар» высказал предположение,что в Северную Осетию, в частности в Какадур, Дзантиевы «переселились из Тырсы». По нормам обычного права осетин(список Норденстренга 1844 г.), «фамилия Дзантиев» принадлежала к одиннадцати фамилиям алдаров Тагаурского общества.Причем предки Дзантиевых появились в Тагаурии «около времени переселения тагаурцев на плоскость».В отличие от других алдаров, «осетинская уазданлагская фамилия Дзантие»происходила не от «царевича Тага», а«из рода Агузова» и «прибыла в их ущелье из-за Кавказских гор».
Агуз по этногенетической легенде был сыном легендарного прародителя осетин Ос-Багатара. Тагаурские алдары признали Дзантиевых равными себе, и те поселились на пограничных с куртатинцами землях.Судя по письменным показаниям Кокаевых,Туаевых, Базаевых, Цаллаговых и Уртаевых,в середине XIX в. Дзантиевы в Ламардоне имели большой земельный участок. О происхождении Дзантиевых говорится и в официальных документах. Например,в приказе по отдельному Кавказскому корпусу за июль 1846 г. говорится о присвоении «знака отличия Военного ордена тагаурскому старшине Дудару Дзантиеву».
В«Записке» от 8 октября 1858 г. в Комитет по личным и по земельным правам туземцев Военно-Осетинского округа представители Дзантиевых отмечали:«Жители деревни Какадур (что в горах на левой стороне Гизельдона), где мы имеем жительство, за пастьбу своей скотины на принадлежащих нам по наследству от наших предков пастбищных местах,состоящих близ означенной деревни,выходили на барщину, т. е. в летнее времяу бирали хлеба и сенокосные наши места…Кроме того, в праздничные дни жители обязаны были являться к нам с поздравлением,принося с собою по горскому обычаю хлеб-соль; в первый же день нового года…доставляли в наши дома по вязанке дров».
Аналогичная информация содержится в письме Дудара Жантиева от 4 июля 1859 г. Здесь же содержится интересная информация о «приведении какадурских жителей в святое крещениев 1830 и 1831 гг.», когда «за каждого жителя,переведенного в православие, Жантие выполучали… по 20 коп. сер.».
Службу,пожалуй, в самом почетном воинском подразделении — Собственном Его Императорского Величества конвое — проходили представители Дзантиевых,в частности офицер Дукай Дзантиев. В списке офицеров Георгиевских кавалеров числятся Жорж, Иван, Владимир и Солтан Дзантиевы.
Все эти данные относятся к Дзантиевым,проживавшим в Северной Осетии, но как они попали в Цоцолта — неизвестно.
Юрий Александрович Дзантиев (1930—2000) —заслуженный художник РСО—Алания,народный художник Республики Южная Осетия, заслуженный художник России,секретарь Союза художников России.