КЕЛЕХСАЕВЫ ЧЕЛЕХСАЕВЫ

КЕЛЕХСАЕВЫ (ЧЕЛÆХСАТÆ). Интерес к этой фами­лии обусловлен явной связью ее с одним из героев нартовского эпоса — Челахсартагом. По одной из версий цикла о Сослане, Челахсартаг«жил в другой стране в крепости Хиз».Однако, справедливо подчеркивает Ю. А.Дзиццойты, в большинстве сказаний Челахсартаг сам является нартом. Более того, в ряде версий он был предводителем нартов — nartyaldar.К нартам названный фольклорный герой относится в адыгских и карачаевских вариантах эпоса. Согласно адыгским сказаниям, крепость Джилахстана находилась в стране нартов. О принадлежности Челахсартага к нартам говорит и иранская этимология его имени. Судя по второму ком­поненту axsartag,он первоначально принадлежал к роду знатных воинов Ахсартаггатов. Некоторые его эпитеты — xaston:«воин»,avzygd:«про­ворный, смелый», sag:«бравый»,sgwyxt:«прославленный»,а также эти­мология первой части имени, восходящая к древнеиранскому«воинствен­ный»,подтверждают это предположение нартоведов. В некоторых сказа­ниях он известен как «Ахсартаговых сын Челахсартаг».

Таким образом, Челахсартаг действительно относился к нартам и имен­но к военным аристократам — Ахсартаггатам. Почему же он отделился от прославленного рода и основал новую нартовскую фамилию?

Нам представляется, что ответ на это вопрос нашел Ю. А. Дзиццойты. Согласно анализу ученого, Челахсартаг в эпосе скорее принадлежит к со­словию богачей, а его принадлежность к знатным воинам относится к про­шлому. Действительно,фольклорный герой характеризуется как зажи­точный человек; иногда он выступает вместе с Бурафарныгом — главой богачей Бората. В свете теории Ж. Дюмезиля конфликт между Сосланом и Челахсартагом следует трактовать как «сильные против богатых». Таким образом, наш герой,будучи выходцем из рода Ахсартаггата,со временем превратился в типичного представителя рода Бората. В этом«преобразова­нии» героя специалисты справедливо усматривают фольклорное отражение процесса феодализации у алан.Факты указывают на превращение военно­-аристократической терминологии алан в сословную: термин, означавший изначально военного предводителя —armdar,позднее стал термином со­словного обозначения господствующего класса — aldar (В.И. Абаев). Вспомним, что в ряде версий Челахсартага называли nartyaldar: «алдар нартов»или просто Celaxsartag-aldar.

Интерес представляет и то обстоятельство, что крепость Хиза, где проживал наш герой,локализуется в Прикубанье — центре Западной Алании. Отсюда же происходит и другой фольклорный герой устного на­родного творчества осетин — Хетаг.В этой связи можно предположить, что Челехсаевы принадлежали к феодалам Западной Алании, мигриро­вавшим в ущелья Центрального Кавказа после опустошительных походов татаро-монголов или Тимура.

Ярким представителем фамилии является Магрез Ильич Келехсаев (1940 г. р.) — живописец,заслуженный художник России, член Союза художников СССР. За заслуги в укреплении дружественных отношений между народами,большой личный вклад в развитие изобразительного ис­кусства, многолетнюю и плодотворную творческую деятельность Магрез Келехсаев награжден орденом Дружбы.

Рустем Казбекович Келехсаев (1969 г. р.) — министр по делам моло­дежи, физической культуры и спорта РСО — Алания; победитель Кубка мира и двухкратный чемпион Европы по вольной борьбе (1993,1994), по­бедитель многих международных турниров.