КЕЛЕХСАЕВЫ (ЧЕЛÆХСАТÆ). Интерес к этой фамилии обусловлен явной связью ее с одним из героев нартовского эпоса — Челахсартагом. По одной из версий цикла о Сослане, Челахсартаг«жил в другой стране в крепости Хиз».Однако, справедливо подчеркивает Ю. А.Дзиццойты, в большинстве сказаний Челахсартаг сам является нартом. Более того, в ряде версий он был предводителем нартов — nartyaldar.К нартам названный фольклорный герой относится в адыгских и карачаевских вариантах эпоса. Согласно адыгским сказаниям, крепость Джилахстана находилась в стране нартов. О принадлежности Челахсартага к нартам говорит и иранская этимология его имени. Судя по второму компоненту axsartag,он первоначально принадлежал к роду знатных воинов Ахсартаггатов. Некоторые его эпитеты — xaston:«воин»,avzygd:«проворный, смелый», sag:«бравый»,sgwyxt:«прославленный»,а также этимология первой части имени, восходящая к древнеиранскому«воинственный»,подтверждают это предположение нартоведов. В некоторых сказаниях он известен как «Ахсартаговых сын Челахсартаг».
Таким образом, Челахсартаг действительно относился к нартам и именно к военным аристократам — Ахсартаггатам. Почему же он отделился от прославленного рода и основал новую нартовскую фамилию?
Нам представляется, что ответ на это вопрос нашел Ю. А. Дзиццойты. Согласно анализу ученого, Челахсартаг в эпосе скорее принадлежит к сословию богачей, а его принадлежность к знатным воинам относится к прошлому. Действительно,фольклорный герой характеризуется как зажиточный человек; иногда он выступает вместе с Бурафарныгом — главой богачей Бората. В свете теории Ж. Дюмезиля конфликт между Сосланом и Челахсартагом следует трактовать как «сильные против богатых». Таким образом, наш герой,будучи выходцем из рода Ахсартаггата,со временем превратился в типичного представителя рода Бората. В этом«преобразовании» героя специалисты справедливо усматривают фольклорное отражение процесса феодализации у алан.Факты указывают на превращение военно-аристократической терминологии алан в сословную: термин, означавший изначально военного предводителя —armdar,позднее стал термином сословного обозначения господствующего класса — aldar (В.И. Абаев). Вспомним, что в ряде версий Челахсартага называли nartyaldar: «алдар нартов»или просто Celaxsartag-aldar.
Интерес представляет и то обстоятельство, что крепость Хиза, где проживал наш герой,локализуется в Прикубанье — центре Западной Алании. Отсюда же происходит и другой фольклорный герой устного народного творчества осетин — Хетаг.В этой связи можно предположить, что Челехсаевы принадлежали к феодалам Западной Алании, мигрировавшим в ущелья Центрального Кавказа после опустошительных походов татаро-монголов или Тимура.
Ярким представителем фамилии является Магрез Ильич Келехсаев (1940 г. р.) — живописец,заслуженный художник России, член Союза художников СССР. За заслуги в укреплении дружественных отношений между народами,большой личный вклад в развитие изобразительного искусства, многолетнюю и плодотворную творческую деятельность Магрез Келехсаев награжден орденом Дружбы.
Рустем Казбекович Келехсаев (1969 г. р.) — министр по делам молодежи, физической культуры и спорта РСО — Алания; победитель Кубка мира и двухкратный чемпион Европы по вольной борьбе (1993,1994), победитель многих международных турниров.