В конце XIX — начале XX в. произошли большие изменения в обуви осетин, особенно в праздничной ( Тайсаев, 2008. С. 119-122). Зажиточные осетины стали шить обувь из сукна и сафьяна фабричного производства, на которую надевали кожаные галоши с толстой подошвой и низким широким каблуком — хæбæр къалос или фабричные резиновые галоши с острым носком и глубоким подъемом.
В этот же период у богатых женщин стали появляться кожаные башмаки -басмахъ, считавшиеся только женской обувью. Это были туфли на твердой подошве, с слегка загнутыми острыми носками, без задника, на невысоком каблуке. Башмаки украшали вышивкой или аппликацией из кожи. Башмаки, шившиеся специалистами-сапожниками, привозили из Дагестана в Осетию на продажу или в обмен на шерсть, сукно или продукты питания.
В среде социальных верхов из Кабарды в качестве свадебной обуви были заимствованы женские деревянные башмачки-ходули. Аналогичная обувь была популярна среди арабов и через турецкое посредство попала на Северо-Западный Кавказ (Уарзиати, 1990. С. 73).
С конца XIX в., а особенно в первые десятилетия XX в., в крупных равнинных селениях приобретали покупную обувь. Под влиянием русского населения Владикавказа зажиточные мужчины носили русские кожаные сапоги.
В 1930-1940-е годы еще продолжала бытовать традиционная кожаная обувь различных типов. При сохранении отгонного животноводства, на покосе, во время других сельскохозяйственных работ традиционная одежда оставалась предпочтительной, особенно среди старшего поколения.
В 1930-е годы у осетинок еще широко представлена обувь из сыромятной кожи. Они продолжали в повседневной жизни носить чувяки из простроченного сукна с подшитой подошвой из сыромятной кожи. Еще в 60-е годы XX в. их еще носили в качестве повседневной. Спустя десятилетие чувяки уже были почти полностью вытеснены из жизни разнообразными фабричными изделиями, изредка встречаясь в горных и равнинных селах на пожилых людях обоего пола и детях.
Фабричные ботинки или туфли имели небольшое распространение, их носили преимущественно представители интеллигенции с брюками навыпуск.
Женская фабричная обувь стала использоваться осетинками как выходная. В Осетии получили распространение женские туфли на низком каблуке и на одной пряжке, русские ботинки на высоком каблуке с длинной шнуровкой, к которым покупали фабричные чулки.