Материалом для головных уборов, сделанных целиком из меха, называемых в русской литературе тюркским термином папаха, служили овечьи шкуры. Большие меховые шапки-папахи — уæлдзарм худ на осетинах можно видеть на рисунках Г. Гагарина.
К середине XIX в. меховая шапка-папаха вытеснила из обихода шапки разных типов, сшитых из ткани (Студенецкая, 1989. С. 122). Зимние и пастушеские папахи делали из овчины с длинным ворсом наружу, часто подбивая их овчиной с подстриженной шерстью. Длинношерстные папахи шили из шкур особой породы баранов с шелковистой длинной и кудрявой шерстью. В конце XIX — начале XX в. шапки из овчины с длинной шерстью носили в основном пастухи.
Праздничные прямые высокие папахи в этот период шили из курпея (мелкого кудрявого меха молодых барашков) или привозного каракуля. Каракулевые папахи называли «бухарскими» — бухайраг худ. Они были из золотистого, серебристого и изредка черного каракуля с бархатной макушкой. Только зажиточные слои осетинской деревни могли позволить себе головной убор из этого меха, цена которого равнозначна стоимости коровы. Во Владикавказе открылись специальные шапочные мастерские по изготовлению бухарских папах.
В конце XIX — начале XX в. широко представлены меховые шапки с донышком из ткани или войлока. Верх шапок из четырех клиньев был из домотканого сукна или покупной ткани, околыш — из овчины. После Первой мировой войны у осетин, как и у всех народов Северного Кавказа, носили невысокие шапки с околышем из курпея или каракуля с плоским донышком из ткани. Ее называли «кубанкой».
Серия «Народы и Культуры» «Осетины» 2012г.