Основу самоорганизации осетинского традиционного общества составляли родственные объединения нескольких уровней — патронимии иу артæй рацæугæ, фамилии мыггаг и фамильные союзы, братства æрвадæлтæ.

Самым узким из родственных объединений была патронимия. Осетинские названия этого родственного института — иу артæй рацæугæ(от одного огня разошедшиеся), иу фыды фырттæ (дети одного отца), дыггаг хæдзар (второй дом) подтверждают высказанное осетинскими исследователями положение о происхождении патронимии в результате сегментации большой семьи (Калоев, 1971. С. 165; Магометов, 1974. С. 144; Гаглойти, 1974. С. 95, 96).

«Иу артæй рацæугæ» включало в себя некоторое число семей разных поколений, главы которых являлись прямыми потомками определенного лица -праотца, считавшегося их общим предком. Несмотря на то что эта группа называла себя буквально «детьми одного отца», речь шла не об отце родных братьев, а об их ближайшем предке.

Численный и поколенный состав патронимий «иу артæй рацæугæ» отличался нестабильностью: патронимии разрастались, из них выделялись новые семьи как неразделенные, так и малые индивидуальные.

Родственная группа мыггаг — фамилия, включала несколько патронимий. В сознании осетин это был реально существовавший союз, основанный на кровном родстве. Каждая мыггаг именовалась по имени своего предка. В экономическом отношении мыггаг состояла из отдельных самостоятельных хозяйственных единиц — неразделенных и малых семей, связанных обязательствами взаимопомощи.

Самооргаиизующие функции фамилии, как и других родственных союзов, были связаны с деятельностью фамильного совета и старшего члена фамилии. Черты коллективизма в хозяйственной жизни мыггаг проявлялись в форме различных видов родственной взаимопомощи. Главным интегрирующим фактором было сознание кровного родства, а основными правилами общения — солидарность и взаимность между семьями одной мыггаг. Общность культа, святилища, башни, кладбища сплачивали этот коллектив не меньше, чем наличие общей собственности на средства производства.

Наряду с фамилиями у осетин, как и многих других народов Северного Кавказа, существовал институт, именуемый фамилией второго порядка — æрвæд. æрвадæлтæ (братства) представляли собой более широкий круг родственников, объединяющий иногда 4-5 фамилий, имевших общее происхождение от одного отдаленного предка. Æрвадæлтæ возникали в результате разрастания фамилий первого порядка. Отношения между членами братств были менее тесными, чем в рамках фамилий. Но «æрвадæлтæ» по отношению друг к другу несли определенные обязанности: оказывали материальную помощь в случае смерти кого-либо из них, приглашали на торжественные события, общие праздники, соблюдали экзогамию.

Почти все осетинские фамилии входили в братства. Состав братств не был стабильным. В пореформенный период в связи с массовым переселением осетин на равнину члены «æрвадæлтæ» отдаляясь друг от друга территориально, стали забывать родственные связи с первоначальной основой. В горах семейно-родственные группы занимали нередко отдельный поселок или даже несколько смежных селений.
——
Родственные объединения. Канукова З.В.