ТОТОЕВЫ (ТОТОЙТÆ). Согласно генеалогическому преданию, в то время,«когда у осетин еще не было фамилий», в Дигорском ущелье жил человек по имени Баслук. Было у него четыре сына: Тако, Байкул, Цалла и Тото. От этих имен произошли фамилии Такоевых, Байкуловых, Цаллаевых и Тотоевых. Все четыре фамилии жили как братья.
Однажды,когда Тотоевы еще жили в ауле Камата Дигорского ущелья, они стали кровниками одной местной фамилии. Такоевы, Байкуловы и Цаллаевы, чтобы избежать неприятностей,связанных с кровной местью, перестали считать Тотоевых своими близкими родственниками. В те далекие времена бытовала практика переселения кровных родов в другие места. Обычно виновная сторона меняла место жительства. Поэтому Тотоевы покинули горы, переехали в предгорье: одни осели в Дур-Дуре, другие— в Кете, находившемся у слияния двух рек — Урух и Хазнидон. Со временем все четыре фамилии снова зажили в мире и дружбе. Об их родстве говорят сюжеты генеалогических преданий, нормы поведения в быту и обществе. В рукописной «Истории Тотоевых» приведены некоторые из них:
«1.Ни один мужчина из названных фамилий не взял себе в жены девушку из других трех фамилий, считая их своими родственниками. В Государственном архиве Северной Осетии имеется «список подвластным дигорцам [в] имении Тугановых», составленный 30 декабря 1859 г. В списке, наряду с другими фамилиями,значатся 6 дворов Такоевых, 4 двора Тотоевых, 3 двора Байкуловых. «Это значит, — говорится в родословной, — что разнофамильные братья продолжали жить и трудиться в одном месте, чувствуя близость локтя друг друга».
Когда образовалось селение Ново-Христианское, то в числе первых его поселенцев были Тотоевы, Такоевы, Цаллаевы. В середине XX в. некоторые представители старшего поколения утверждали, что „надочажная цепь (рахыс) дома прапрапра… дедушки Баслука до сих пор цела и хранится у Байкуловых, проживающих в селении Хазнидон» ».
Некоторыми специфическими чертами отличались Тотоевы, жившие в разных местах Северной Осетии. В 1804 г. на казенных землях степного Предкавказья крестьянами Дигорского общества основано селение Черноярское, получившее это название из-за близкого расположения к Черному яру.
Через год после основания в селении насчитывалось уже 40 дворов. Основателями селения считаются братья Кургосовы — капитан Тавсарук и священник Николай. Они ездили по аулам с агитационными целями, чтобы подействовать на тех, которые желали переселиться, но не решались.
Узнав о роли Кургосовых в уходе крестьян,кабардинские феодалы, союзники баделятов,убили братьев. В числе первых (после Кургосовых) жителей Черноярского были Тотоевы.
В 1825 г. Черноярское было преобразовано в станицу, а все его взрослое мужское население по приказу Ермолова зачислили в Горский казачий полк. Так начиналась история осетинского казачества.
Три двора Тотоевых (Дабагу, Юсупа и Дзамболата) были в числе первых жителей Ново-Христианского (ныне Дигора). Сюда они переселились из Дур-Дура.
Родоначальником чиколинских Тотоевых считается Сауай.В одном из документов прямо говорится:«Сауай в Вольно-Магометанском поселился третьим или четвертым».
Таковы некоторые сюжеты из ранней истории Тотоевых.