ТУАЕВЫ (ТУАТÆ). Фамильное имя образовано от прозвища, которое, вероятно, восходит к осетинскому слову туалта: так называли народность (предков осетин), жившую на территории Туалгома. Согласно другой версии, прозвище связано со словом туа: «вода».
Версия:
Раньше с. Сатат принадлежало Дзиго. И когда Туа спросил его при встрече, как он очутился там, не орел ли он, тот ответил: «Да, я орел (царгас)». С тех пор пошла фамилия Царгасовых. Три года Туа и Царгас прожили бок о бок, и никогда не было между ними разногласий.
В тяжелые времена с равнины в горы переселился основатель фамилии Туа. Добрался он до Алагирского ущелья. Из тех сел, которые он увидел там, не выбрал ни одного для проживания. Туа хотел найти такое село, в котором условия жизни были бы легче, чем в Алагирском ущелье. У него было три брата: Уалы, Кабис, Хареба. Братья ушли дальше. Много трудностей они испытали, бродя по незнакомым местам. Так добрались до с.Зарамаг. Красота гор покорила их. Но когда они узнали, что эти места уже заселены, им пришлось решать: идти дальше или остановиться здесь. Туа хотел, чтобы они обосновались отдельно от всех. Но братья решили встретиться с местными жителями и посмотреть, как они отнесутся к ним. Первым поселенцем в с. Зарамаг был Мамыт. Он был рад гостям и предложил им остаться, показал места, где бы братья могли жить. Мамыт привел их в местечко, которое находилось чуть дальше Зарамага. Оттуда и пошла фамилия Туаевых.
Тогда Мамисонский перевал был покрыт лесом,а вокруг него находились такие места,где трава вообще не росла. Одно из таких мест выбрал Туа для образования села.Вокруг него стали расти деревья. В солнечные дни они пропускали лучи солнца. Так и образовалось название аула, где Туа и его братья решили остаться, — Сатат.
У Туа было четыре сына: Кайсин, Албег,Болатыко и Гапа. Воспитывал он их вместе со своей мудрой, доброжелательной супругой Рухси.
Раньше с. Сатат принадлежало Дзиго. И когда Туа спросил его при встрече, как он очутился там, не орел ли он, тот ответил: «Да, я орел (царгас)». С тех пор пошла фамилия Царгасовых. Три года Туа и Царгас прожили бок о бок, и никогда не было между ними разногласий.
Когда сыновья Туа и остальных братье вповзрослели, каждый из них ушел в отдельный дом.
Так образовались фамилии Туаевых, Валиевых,Кабисовых и Харебовых.
Позже они стали искать участки для земледелия.Помимо скотоводства, каждый старался заниматься еще чем-то. Так они стали строить дома из горного камня. Каждый старший хотел, чтобы его семья увеличивалась. Поэтому они женили своих сыновей уже в 16—18 лет, а девочек выдавали замуж в 14—15 лет.
Проходили годы. Сатат и соседние села попадали в неприятности. Абреки мешали им жить:крали скот, убивали молодежь, воровали девушек. У сельчан не было оружия для самозащиты. Туа стал ходить по селам.Он забрал Теде и Бага из с. Тиб в Нижний Зарамаг. Сюда собрались и остальные старшие фамилий. Они решили соорудить крепости около каждого села. Строили они их так, чтобы было видно соседнее село в случае тревоги. Возводили по-разному: двух-, трехэтажные, кому как позволяли средства. Когда достраивали крепость, туда приносили три пирога и молились Богу.
Вскоре Туа достроил свою крепость и созвал всех своих близких на кувд. Хареба от имени своего брата Туа подарил Дзоци,Теде и Куырыму топоры.
В одно весеннее утро Туа вскочил, умылся,оделся и побежал к своим братьям Кабису и Уалы рассказать свой сон. Он указал на речку, которая протекала выше. Оттуда якобы взлетел голубь, и вокруг него стало светло. А возле меня, говорит, оказался пожилой мужчина с белой бородой и сказал, что то место, откуда взлетел голубь, —хорошее святилище.
Так и повелось. Когда наступал этот весенний день, мужчины относили к святилищу барана, обычно белого. За день раньше его купали. В первую очередь молились,призывали Бога, чтобы он им помогал.
И когда в семье рождался сын, сразу же относили его туда. По поверьям, дзуар помогал больным.
Фамилия разрасталась. Некоторые семьи Туаевых перебирались в Коби, другие обосновались в Кирово, Хумалаге, Алагире и т. д. Есть представители фамилии и в Дигории.Туаевы, проживающие в Грузии, пишут фамилию Тваури или Туашвили.
Схема родственных связей (æрвадæлтæ) выглядит так: Туаевы — Харебовы —Валиевы — Кабисовы.
Югоосетинские Туаевы, помимо названных фамилий, состоят в родстве с Хачировыми.
Среди Туаевых немало интересных и незаурядных людей. Напомним имена некоторых из них.
Давид Афанасьевич Туаев (1903—1964) — писатель, драматург, автор драмы «Мать сирот», комедии «Поминальщики» («Хистхортае»),или «С того света» («Маердтаейдзаеуаег»), музыкальной комедии «Желание Паша» («Паесаейы фаендон»), пьес: «Именемнарода» («Адаемы номаей») или «Семья Татаркана» («Таетаерхъаны бинонтае»), «Нарт Сырдон» («Нарты Сырдон»), «Сказка»(«Аргъау»), «Под Белой горой» («Урс хохыбынмае») и многих других.
Ольга Николаевна Туаева (1886—1956) — заведующая кафедрой Северо-Осетинского педагогического института, доктор филологических наук, первая осетинка-профессор.
Мурат Викторович Туаев (1936—2009) — доктор технических наук, профессор Российского государственного аграрного заочного университета, заслуженный деятельнауки РФ.
Казбек Алиевич Туаев (1940 г. р.) — мастер спорта международного класса по футболу, яркий нападающий футбольной команды «Нефтяник»(Баку) и сборной Советского Союза