ЦАРАЗОНОВЫ Кусагонтæ, Сидамонтæ, Агузтæ, Цахилтæ, Тедлатæ
ЦАРАЗОНОВЫ(Цæразонтæ) Одна из древнейших и благороднейших осетинских фамилий. Царь Давид-Сослан был из рода Царазоновых. Род практически весь был перебит (или иссяк). Царазоновы владели южной частью Уалладжыра, в которую входили Нузал, Назигин, Амасин, Бад, Кора, Мизур, Цей, Згид и Зарамаг (несмотря на то, что он относится уже к Туалгому).
Царазоновы в предании связываются с военными походами и дружинами, защищавшими границы Уалладжыра. Им действительно принадлежали внушительные крепости и укрепленные заставы. Средневековые правители в народном представлении также связаны с Царазоновыми и их территорией. В «Нузальской надписи» их имя, как и в генеалогии Алгуза поэмы, фигурирует в качестве царского, что этимологически обосновано В. И. Абаевым. Царазоновы, по Е. Г. Пчелиной, считались в Уалладжыре primus inter pares («Первый среди равных», лат.). Отличительная черта Агузовых — храбрость — и атрибут их предка — меч — должны быть отнесены, если принять наше обоснование, и к Царазоновым. «Род Царазоновых занимал в Алагирском ущелье главенствующее положение, был многочислен и отличался большой храбростью».
Царазоновы имели на своей территории два комплекса святилищ — общецаразоновский Сидан и Реком, значение которого выходит за рамки Уалладжыра. Сидан — это «комплекс святилищ, объединенных одной священной поляной, являвшейся в то же время местом родового военного совета колена Царазон-та. Отсюда отправлялись на войну, предварительно умилостивит, богов (Сидæн — осет. «Место (военного) сбора, созыва»). Патроном колена Царазоновых считался Мыкалгабырта (производное от имен христианских святых архангелов, Михаила и Гавриила). На первый взгляд это противоречит военной и «царской» специализации — по всей Осетии у Мыкалгабырта просили послать богатый урожай, большой приплод в стадах, предохранить от невзгод и болезней. Но если вспомнить, что Царазоновы воспринимались некогда как носители политической власти, объединявшей народ, то противоречие снимается.
Реком с комплексом тяготеющих к нему святилищ в Цейском ущелье был общей для всех колен Уалладжыра святыней. Сам Реком считался главным святилищем покровителя мужчин, воинов и путников Уастырджи в Осетии. По мнению Б. А. Калоева, «будучи вначале родовым святым колена Царазоновых, Реком позже приобрел характер общеосетинского божества». Как бы то ни было, его расположение вполне соответствует роли Царазоновых в качестве носителей второй функции.
В начале 90-х годов мне довелось познакомиться с молодым человеком по имени Алан Царазонов, круглый сирота, воспитанник детского дома, живший в г. Кисловодске, но потом, будучи уже взрослым, переехавший в Осетию. Алан Царазонов — если не последний, то один из последних представителей рода Царазоновых. Очень хочется надеяться на то, что его славный род получил продолжение!
Год основания | Средние века |
Основатель | Ос-Багатар |
Родное село | Нузал |
Ущелье | Алагирское |
Диалект | Иронский |
Религия | Христианство Традиционные верования |
Первые упоминания | ? |
Современное расселение | |
? |