В Алагирском ущелья, в Верхнем Унале-жили два брата Антут и Мысык. В то время здесь все было покрыто дремучими лесами.

Люди испытывали острую нужду в пахотных землях для выращивания хлебных злаков и пастбищах для скота. Из-за этого Антут переселился в Дагом, где нанялся батраком к сыну Хнеу, а Мысык остался на месте. В Верхнем Унале и по сей день развалины сторожевой башни называют «мысыковскими» Антут же в Дагоме по договоренности должен был походить в пастухах в течении пяти лет, после чего сын Хнеу отдавал свою дочь за него.

С приближением срока Антут с тревогой задумывался над тем, где он будет жить со своей молодой женой. Верхний Унал больше не привлекал, а жить с родителями жены его так же не устраивало. Однажды как-то Антут погнал стадо овец в высокогорье по названием «Черная голова» (над Дагомом и сейчас сохранился черный сосновый лес,здесь есть святилище где празднуют Троицу) Антут взбирался то на одну, то на другую скалу и пристально искал пристанище. Под вечер поднявшись на огромный валун под названием «Гоба» после долгих мучительных поисков и тревожных раздумий его взоры остановились на огромном скальном камне среди лесного массива. Антут решил обследовать эту местность.

С этой целью он направил свое стадо туда. Под камнем оказалась глубокая и широкая пещера куда он и загнал овец. По легенде Антут надоил молока в чашу выпил его до половины и отложил в сторону,сам же заснул на белой бурке расстеленной тут же.

Проснувшись он видит чудо,чаша снова наполнилась молоком,свернулось и выливается через края. Сам он почувствовал себя так словно сытно пообедал. Здесь места богатые, обильные дай-ка я порошу здесь себе пристанища-твердо решил Антут. На второй день он снова отправился в это место со своей отарой.

Здесь он обнаружил родник, наполнив деревянную кадку водой он решил донести его до облюбованного места,решив что если рука моя не устанет,значит родник находится не далеко,а если так,то это хорошее место чтобы жить. Дойдя до места он не почувствовал никакой усталости,оглянулся-все ему здесь нравилось и он принял решение поселится здесь.

Вечером он говорит хозяину:То что ты отдаешь свою дочь мне в жены прекрасно,но было бы хорошо если бы из своих владений ты выделил место нам для жительства.

Сын Хнеуа отдал этот живописный уголок молодоженам,где они и поселились в пещере под камнем. Позднее семья Антута перебралась на южные склоны,тут они соорудили дом. Вслед за этим сюда же начали стекаться и другие горцы.

Позднее образовался аул который прозвали Цъамад-что коротко означает место любимое как мать. в Цъамад из разных мест переселились Кайтовы, Тулатовы, Тлатовы, Ватаевы, Калоевы, Бицоевы, Тохсыровы и многие другие.

Когда все они обосновались и население выросло,на том же «Антутовском» камне посреди аула они выстроили семиэтажную боевую,сторожевую башню.

Башня была такой высокой что с нее были видны Муртазата и Арыкские хребты. Позднее эта башня-красавица была разрушена шахскими полчищами. У Антута с Хнеуонай родились шестеро сыновей: Тотык,Уырым,Касаби,Бирæгъ,Созæ и Пагæ. От них образовались фамилии: Тотиковы, Урумовы, Касабиевы, Бираговы, Созиевы и Пагаевы их называют прямыми потомками Антута.

На окраине аула Цъамад и по сей день сохранилось святилище которое называется «Антутаты дзуар» Однофамильцами так же считаются Датиевы и Ботоевы. Дати переселился из Грузии и Уырым объявил его названным братом, женил его.

БИРАГОВЫ (БИРÆГЪТÆ). По генеалогическим и историчес­ким преданиям, происходят от Ос-Багатара, царского рода Царазонта. По устной народной традиции, он жил в XIII в., т. е. около 700 лет тому назад, если исходить из нормы подсчета три поколения на 100 лет. По подсчетам знатока родословной своей фамилии Владимира Васильевича Бирагова, на сегодняшний день фамилия должна насчитывать около 20 колен, а извест­но всего 13. Получается, что потеряны еще 7—8 поколений. Реконструируя ранние звенья генеалогической таблицы, В. В. Бирагов предлагает такую схему: Ос-Багатар — Сидамон — Цасмаг — Хамит— Антут. По дру­гой версии, место Антута занимает Надор. «Какая версия вернее — сейчас трудно сказать. Хотя возможен и такой вариант, — отмечает Владимир Васильевич, — что оба имени относятся к одному лицу». В любом случае сыном одного из них был Бираг.

На раннюю историю Бираговых проливают свет предания о возник­новении населенных пунктов. Родиной Бираговых считается аул Цамад. Существующие предания о возникновении Цамада говорят о том, что из­начально Антут, отец Бирага, вместе с братом Мысыкком жил в Верхнем Унале Алагирского ущелья. Аулсо всех сторон окружал лес, пахотной зем­ли не хватало, и Антут переселился в Дагом. Там он нанялся чабаном к бога­тому местному жителю Хнеову. Договорились так: через пять лет за работу Хнеов отдаст Антуту свою дочь. Так и случилось. Вместе с дочерью Хнеов дал Антуту и земельный участок, который тот выбрал сам. Постепенно здесь образовалось целое поселение, названное Цамад. Смысловой пере­вод названия села в рукописях офицера царской армии Татаркана Кайтова приводится так: «земля, близкая как мать». Трудно судить, насколько то­чен его перевод, но других версий нет. Даже в таком фундаментальном ис­следовании, как «Топонимия Северной Осетии» А. Дз. Цагаевой, Цамад значится лишь как «Селение на правом берегу р.Ардон». Возможно, во второй части топонима имеем измененное адот уam «место».

Со временем численность жителей аула возросла, в первую очередь за счет пришельцев: Кайтовых, Тлатовых, Калоевых — из Циндиса; Тохсировых из Ингушетии; Черчесовых из Грузии.

У Ашуга и дочери Хнеова родились шесть сыновей, ставших ро­доначальниками шести фамилий: Тотиковых, Урумовых, Касабиевых, Бираговых, Созиевых и Пагиевых.

Так, по наиболее распространенной версии, с. Цамад возникло при­мерно 300 лет назад. Согласно архивным данным, в 1896г. в Цамаде было 57 домов с населением 497 человек.

Двааула Бираговых — Аддагкау и Фаллагкау — находились в Зругском ущелье, рядомс селами Хозиевых и Гусаловых, но на другом берегу речки. В них проживали двадцать два двора. Как рассказывали выходцы из Зруга Коста Бирагов и Федор Гусалов, изначально в Аддагкау жили Гусаловы. Царусонг и поляна Бираговых также принадлежали Гусаловым. Бираговы при помощи оружия пытались захватить эти «прекрасные», по их словам, земли. В одном из столкновений от случайной пули погибла девушка из Бираговых, незадолго до этого засватанная Туаевыми. Под давлением двух фамилий Гусаловы вынуждены были покинуть эти места и искать приют и защиту в Южной Осетии.

Междудвумя аулами Бираговых — Фаллагкау и Аддагкау — все­го несколько сотен метров. В обоих селах есть родники, обширные пастбища и сенокосы. Все это давало возможность Бираговым разви­вать скотоводство и коневодство. Так, у пяти братьев Бираговых было 3000 овец, 25 лошадей, 250 коров.

Оцеркви Зруга, возведенной в XI в. и вконечном итоге названной Золотой Майрам, существует множество интересных рассказов. Среди знатоков народного фольклора особо выделялись Уасага Бирагов, служи­тель церкви, проживший 130 лет, Арбай Бирагов (прожил 120 лет), Дрис Бирагов, священнослужитель церкви (прожил 87 лет), Михаил Бирагов (прожил119 лет).

Важной вехой в истории фамилии Бираговых является переезд час­ти ее в Лабу, в верховья Кубани. В своего рода «оргкомитет» наряду с Леваном Хетагуровым, отцом Коста, входил и представитель Бираговых — двухметровый гигант Даут. В первой группе переселенцев, состояв­шей из 864 человек, находились и Бираговы —девять семей (45 человек во главе с Даутоми Спиридоном). На новых землях каждый мужчина по­лучил 15 десятин земли, и 35 рублей каждая семья.

Уже в советское время из Зруга на равнину переселилась большая груп­па Бираговых. Первые переселенцы в 1922 г. основали с.Кирово (сначала его назвали Кардиу, затем — Бухарино), а в 1935 г. второй поток основал село Рассвет. В 1935—1936 гг. из Зруга выехали все остававшиеся там жители. Теперь земли Зруга используются лишь как пастбища.

В Кирово, Лабе и Рассвете в советское время Бираговы активно рабо­тали на колхозных полях, успешно трудились и в других сферах строитель­ства новой жизни. Но началась Великая Отечественная война, и мужчины фамилии ушли на фронт. Многие из них не вернулись с полей сражений. В списках на братских могилах по неполным данным значатся 42 человека из фамилии Бираговых: из Рассвета — 18,из Лабы — 17, из Кирово — 6, из Ардона —1. Были случаи, когда из одной семьи на войне погибло несколько человек. Так, из семьи Уасила Епреевича домой не вернулись четыре брата: Еста, Сарди, Симон и Хазби. Четыре брата ушли из семьи Дианоза Бирагова: Ванка, Петр, Неведя и Володя. Старшие вернулись домой: Ванка — без руки, а Петр — без ноги.

В настоящее время большая часть Бираговых проживает во Влади­кавказе, Рассвете, Кирово, Лабе. Всего в Осетии их насчитывается около 185 семей.

Коста Александрович Бирагов (1936—1999) — народный артист России, один из самых ярких актеров осетинского театра и кино.

Юрий Григорьевич Бирагов (1938 г. р.) — руководитель Северо- Осетинского отделения «Российскийсоюз промышленников и предпри­нимателей», трижды избирался депутатом Верховного Совета РСО—А, председатель Правительства РСО—А (1995—1998).

Фамильный кувд
28 августа
Год основания 8 век
Основатель Бирæгъ
Родное село Зруг
Ущелье ущелье р.Фиагдон
Диалект Иронский (говор Туальский)
Религия Христиане
Первые упоминания 17 век
Современное расселение
Рассвет, Лаба (КЧР), Владикавказ и др.