ГУЗЕЕВЫ КАБАНОВЫ
Пожилые люди, живущие в селах Верхняя Балкария, Ташлы-Тала, Верхняя Жемтала, Хабаз, основанных в свое время выходцами из Верхней Балкарии и хорошо знающие историю рода Гузеевых, при обращении к его представителям, нередко называют их Къабан улула (Кабановы). На это они имеют полное основание.Действительно, род Гузсевых берет свое начало в Осетии, точнее е Западной ее части Дигории. Основатель рода Гузеевых — Гузе
принадлежал к Дигорскому княжескому роду Кабановых. Коренные жители Верхней Балкарии, как и других балкарских сел, хорошо знают историю родов своих односельчан, и они передаются из поколения в поколение. Поэтому нередки случаи, когда жители села своих односельчан называют не по фамилии, которую они приобрели в более позднее время, а по названию их древнего рода, от которого они ведут свое начало. И случай с Гузеевыми — тому пример.
О дигорском (осетинском) корне Гузеевых пишет доктор исторических наук, известный специалист по этнографии Кавказа Наталья Георгиевна Волкова в своем капитальном труде «Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века» (Москва, «Наука», 1974, с. 104 -105). Свои выводы она обосновывает архивными материалами и полевыми исследованиями. С Н.Г. Волковой по данному вопросу согласны и авторы многих признанных научным миром исследований по историко-этнографическим проблемам Северо-Кавказского региона профессор А.И. Мусукаев (см. его кн. «Об обычаях и законах горцев». Нальчик, 1986. с 124-125), а также осетинский историк Т. А. Гуриев (газ. «Социалистическая Осетия», 20 июля 1983 год) и др.
Балкарцы, как и все горцы Кавказа, дорожат своим родом, гордятся своим происхождением. Сохранению доброго имени рода они придают огромное значение. Член рода, запятнавший имя своего рода каким-нибудь непристойным проступком, а тем более преступлением, осуждается всеми сородичами, становится изгоем. Также в веках славится имя члена рода, совершившего подвиг, благородный поступок, доброе дело.
Все это способствует сохранению в памяти представителей рода и всех односельчан истории родов.
История древнего княжеского рода Кабановых, существовавшая в устной форме, как и история других горских родов Северного Кавказа, впервые была записана в 1849 году этнографической экспедицией в Дигории. Материалы экспедиции, в которых содержались и сведения о первых в Осетии княжеских фамилиях, были опубликованы в 1933 году в «Известиях Северо-Осетинского научно-исследовательского института».
Балкарцы и дигорцы считают, что они имеют единые исторические корни. Это не только легенда, бытуюшая в народе, но и признанный большинством ученых научный факт, подкрепленный этнической историей балкарцев и дигорцев, данными археологии, антропологии, филологии, обычаями и традициями. Не случайно, что дигорцы и балкарцы в 1827 году обратились к России с просьбой включить их в состав Российской империи вместе, как единый этнос.
Оба народа в своем этногенезе, особенно в его раннефеодальной стадии, огромную роль отводят двум братьям Басияту и Бадинату (в Балкарий он имеет еще имя Бадилят, а в Осетии — Бадилят и Бадыль). От Бадината берет свое начало княжеский род Кабановых (Кобановых). Вот что писали об этом этнографы в 1849 году в Дигории:
«За девятьсот лет до настоящего времени выходец из Венгрии по имени Бадыль вместе с братом, оставив свое отечество, пришел на Кавказ. Брат Бадыля поселился в Балкарии, а сам, Бадыль пошел вверх по Уруху и водворился в Дигории (горной стране); на месте своего водворения застал он 5-7 дворов, неизвестно когда там поселенных. Дворы эти признали его главным покровителем, предводителем, он же признал их своими узденями. По водворении своем, он женился, избрав жену из племени карачаевского, фамилии Крымшамхалова (по карачаево-балкарски — Крымшаухаллары). От этого брака было у него 7 сыновей: Туган, Кубати, Каражай, Обисал, Кабан (правильно Кобан: объяснение дается ниже), Чегем, Бетуй.
Потомки этих 7 братьев образовали высшее сословие, названное именем родоначальника — Балылятами. По смерти отца выше именованные 7 сыновей разделились между собой. По именам этих
Год основания | ? |
Основатель | ? |
Родное село | Ногкау |
Ущелье | Куртатинское |
Диалект | Иронский |
Религия | Христианство |
Первые упоминания | ? |
Современное расселение | |
Беслан |