БАТАЕВЫ

Материал из Oss.kirimiti.ru
Перейти к: навигация, поиск

БАТАЕВЫ (БÆТАТÆ) (Бата: тат. «крепкий», «верблюжо­нок»). По одной из фольклорных версий, фамилия Батаевых «отпочкова­лась» от Аликовых. По стойкой народной традиции, произошло это так.

В Даргавском ущелье жил некий Бата Аликовс четырьмя сыно­вьями. В то время в Тагаурии, куда входили Дарьяльское, Даргавское, Кармадонское и Кобанское ущелья, феодалы взимали пошлину за проезд по Военно-Гузинской дороге. Собираясь один-два раза в год, они делили между собой добытую сумму. Как-то на очередной встрече знати не было представителя Тулатовых. Один из собравшихся алдаров по имени Дуда предложил приступить к дележу без них. Позже один из Тулатовых все же приехал вместе с сыновьями Бата (они, по преданию,были кавдасардами) и упрекнул собравшихся,что его не подождали. Дуда вспылил: «Авы что, алдары над нами, чтобы мы вас дожидались?» На что Тулатов ответил: «Над тобой-то мы точно алдары». Между ними вспыхнула ссора. Один из сыновей Бата скинул Дуда с коня. После этого случая Дуда задумал недоброе дело против братьев. Понимая, что силой с ними не справиться, он решил взять их хитростью.Ему удалось настроить против сыновей Бата всех Тулатовых и Аликовых. Двоих из братьев Тулатовы убили. Двое дру­гих бежали в Алагирское ущелье и нашли приют в Мизуре у Цалоевых, родственников по матери.

Младшийсын Бата пожил еще какое-то время в Алагирском ущелье, потом женился и перебрался в Коби. От него и пошла фамилия Батаевых.

Происхождение этой фамилии нашло отражение в фольклорных па­мятниках. И не только в родословной Батаевых, но и в ряде исторических преданий. Особый цикл составляют предания и песни «Батайы фырттае» (Асланбек).Основной сюжет данного источника составляет случай из жизни средневековых осетин. У алдара Бата Тулатова было три сына от первой (законной) жены и три —от второй (так называемой номылус — именной).Дети от второго брака — Асланбек, Будзии Асадже — счи­тались кавдасардами (рожденный в яслях, т. е. в хлеву). Возникновение этого социального термина связано с реальной практикой: но мылус обычно рожала в хлеву.

У Бата умер младший брат. Его молодая жена по обычаю должна была остаться в семье. Она выбрала Асланбека (правда, по нормам обычно­го права в таких случаях жена усопшего доставалась старшему в семье). Такое развитие событий не понравилось сыновьям от первого брака. В конечном итоге между сводными братьями возник серьезный конфликт. Сыновья Бата от первого брака решили убить своих сводных братьев и обратились за помощью к осетинским и кабардинским феодалам.

Со своими кабардинскими союзниками Тулатовы окружили дом Асланбека, в котором он находился с Будзи. Рано утром Асланбек, ничего не подозревая о засаде, вышел во двор и тут же попал под огонь врагов. Бросившись в саклю, он стал отстреливаться вместе с Будзи. На выстрелы прибыли родственники жены Асланбека — Дударовы. Им не удалось убе­дить кабардинских князей прекратить стрельбу. Тогда Дударовы попро­сили позволить им войти в дом Асланбека, после чего переодели Асланбека и Будзи в женские платья и вывели их из осажденного дома.

Прежде чем покинуть родные места, беглецы пошли к Асадже, пас­шему свой скот высоко в горах. Асланбек предупредил его об опасности и посоветовал не спускаться,пока нежданные гости не снимут осаду.

Беглецы долго не могли найти себе пристанище ни в Куртатинском, ни в Алагирском, нив Дигорском ущельях: люди отказывали им в жилье, опасаясь преследований со стороны осетинской и кабардинской знати.

В конце концов их приютил в своем доме известный абрек Ахмат Зангиев из Верхнего Мизура. Вскоре братья подружились сним. Однажды Ахмат, Асланбек и Будзиугнали скот у Тулатовых, переправили его в Верхний Мизур и распределили между жителями. Затем они убили своих братьев по отцу.

Долгое время абреки угоняли табуны у кабардинских князей. Но од­нажды сидевшего в засаде Будзи выдал какой-то пастух. Кровники Будзи воспользовались этим и убили его.

Позже погиб и Асланбек. По рассматриваемой версии предания, это было так: Асланбек угнал лошадей у кабардинского князя Саулохова. Тот организовал погоню за абреком. Преследователи ранили Асланбека, но он все-таки смог уйти от них. В Алагирском ущелье тяжело раненному абреку повстречался народный сказитель Гайто Урумов из с. Цамад. Асланбек попросил его сложить песню о нем, пока он еще не умер от смертельной раны. Гайто выполнил просьбу умирающего абрека.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Фамилии
Навигация
Инструменты