Женские осетинские головные уборы

В XVIII — первой половине XIX в. замужние женщины носили сложный головной убор с валиком, отвечавший требованиям скрывать волосы. В позднесредневековых наземных склепах найден женский головной убор, который представлял собой «упругий матерчатый жгут с выступающим утолщением в лобной части и завязками в тыльной, постепенно суживающейся части. К жгуту-основе пришит длинный колпак (плохо сохранившийся) на подкладке. Весь убор из полотна, подкладка более тонкая. Насколько удается определить, колпак сшит из двух клиньев» (Тменов, 1979. С. 120). Подобный головной убор пожилых осетинок под названием «богътак» (богъ — бык-про-изводитель. -Л.Г.) описан Ю. Клапротом (Клапрот, 1967. С. 161).

В XVIII — первой половине XIX в. девичьим головным убором осетинок являлись небольшие круглые шапочки, похожие на мужские. Небольшие круглые шапочки из грубого холста серого, иногда белого цветов или из цветных лоскутков (красно-сине-зеленых) встречались в наземных склепах (Тменов, 1979. С. 120).

Во второй половине XIX — в начале XX в. форма шапочек изменилась. Принадлежностью праздничного и свадебного костюма девушки и молодой женщины (до рождения первого ребенка) стали шапочки в форме усеченного конуса с плоским дном, обтянутые красным бархатом. К шапочке прикрепляли детали орнамента из золотых и серебряных ниток, который мог быть зооморфный, геометрический или растительный, и обшивали галуном (Андиев, Андиева, 1960. С. 25).

Поверх шапочки девушки и молодые женщины повязывали на голову домотканый платок — кселмсерзсен. Замужние женщины покрывали волосы нижним платком, завязывая его концы узлом на затылке, а старухи — перехватив концы платочка на затылке, завязывали их узлом выше лба. При выходе на улицу поверх нижнего тонкого платка накидывали на голову большой вязаный или шерстяной платок (шаль). Эта манера носить платки сохранялась в Осетии вплоть до XX в.

В конце XIX — начале XX в. в качестве свадебного или праздничного головного убора девушки и молодые женщины носили орнаментированные платки, связанные из крученых шелковых ниток и украшенные длинными кистями — цыллсе хыз. На рубеже веков вместо домотканого шерстяного платка осетинки стали носить байковые, шерстяные и шелковые платки фабричного производства самых различных расцветок. Стоили такие платки очень дорого и не всем женщинам были доступны. Богатые осетинки покупали более тонкие шерстяные и шелковые платки производства российских фабрик, которые со временем вытеснили из употребления азербайджанские и грузинские. Крестьянки довольствовались лишь самыми простыми платками. В 1930-х годах появились фабричные узорной вязки белые шелковые платки с длинными кистями, а также шали из белого крепдешина с бахромой. В 1960-1970-е годы носили различные платки — косынки, шали, в том числе газовые, сделанные из синтетических тканей. И в настоящее время, выходя из дома, пожилая сельская женщина зачастую берет с собой большой платок, который в зависимости от погоды накидывает на плечи или просто держит в руках. Как правило, это покупной шелковый или шерстяной платок с длинной бахромой — хауджын кæлмхæрзæн или пуховый платок местного или оренбургского производства.

Серия «Народы и Культуры» «Осетины» 2012г.

Традиционный национальный костюм. XIX - начало XX в. Осетия. Автор реконструкции костюма - И.Г Гогичаева Фото К. Ф. Басаева

Традиционный национальный костюм. XIX — начало XX в. Осетия. Автор реконструкции костюма — И.Г Гогичаева Фото К. Ф. Басаева

Осетинка в платке. Северная Осетия. Конец XIX в.

Осетинка в платке. Северная Осетия. Конец XIX в.

Осетинка в традиционном костюме. Начало XX в.

Осетинка в традиционном костюме. Начало XX в.