Кафтанчик бешмет женский — цыбыр куырсет

Одним из элементов женской одежды являлся кафтанчик — цыбыр куырсет, т.е. «короткий бешмет». По покрою он совпадал с мужским бешметом, однако был короче и редко имел стоячий воротник. Кафтанчик отличался наличием крупных металлических застежек, представлявших собой продолговатые металлические суженные к концам пластинки, одна из которых заканчивалась петлей, а другая — полушаровидным выступом. При застегивании кафтанчик туго натягивался, стягивая фигуру от плеч до талии.

Кафтанчик надевали поверх рубахи под распашное платье. Он был виден лишь частично: грудь с металлическими застежками, при коротких или

разрезных рукавах, передние полы (в разрез платья) и нижняя часть рукавов. Его носили девушки при наступлении половой зрелости, готовности к замужеству Девичий кафтанчик по возможности шили из дорогих тканей — плотного шелка, бархата, атласа, фабричного тонкого сукна. Часто можно было встретить кафтанчик из сатина. Предпочитались цвета черный, темно-красный, темно-синий, голубой, зеленый. Женщины старшего возраста предпочитали кафтанчики преимущественно черного цвета из простой ткани и вместо красивых металлических застежек пользовались мелкими металлическими, а иногда и шнурковыми пуговицами.

Кафтанчик был одной из наиболее нарядных предметов женской одежды. Металлические, чаще всего серебряные застежки, украшались гравировкой, чернью, а иногда — позолотой, филигранью и цветными стеклами или камнями. Ворот, борта, подол, а иногда и швы обшивали галуном. Но особенно украшала кафтанчик вышивка золотыми и серебряными нитями, выполненная швом «вприкреп» или гладью. Вышивка, занимавшая угол у полочки кафтанчика, отличалась устойчивостью узора, представлявшего собой равнобедренный треугольник, обращенный вершиной в угол полы. От основания треугольника проходили изогнутые линии, напоминающие рога. Это изображение, представлявшее собой стилизованный мотив бараньей головы и служившее оберегом для молодой девушки, ведет свое начало из Кобанской культуры, в мелкой бронзовой пластике которой встречались изображения головок животных, в особенности барана, являвшиеся амулетами (Берладина, 1960. С. 129-133). Этот орнаментальный мотив угла был свойствен не только осетинам, но и адыгам, карачаевцам, балкарцам. В равнинных районах Осетии в вышивке часто изображались растительные узоры, из которых наиболее ранним был мотив, идущий от древнего общекавказского образа «Мирового древа» (Берладина, 1960. С. 134-140). Нижние части узких и длинных рукавов также украшались вышивкой.