Женская верхняя одежда осетин в XVIII — первой половине XIX в., как и у всех народов Северного Кавказа, была распашной. В этот период платье -разкъсерткъаба не являлось обязательным элементом повседневного женского костюма, его носили в торжественных случаях. Подобное платье покроя черкески у осетин было своеобразным и отличалось от одежды адыгских народов. Клинья шли от плеча, а не от талии, как в позднейших осетинских платьях. Рукава были узкие и длинные, иногда с разрезом от подмышки до локтя, и могли откидываться назад. В нижней части рукава имели треугольные выступы, которые закрывали тыльную часть кисти. Они шились из хлопчатобумажных или шелковых тканей, иногда из холста. Наряду с такими длинными платьями в осетинских склепах было обнаружено распашное короткое платье покроя черкески, но с вырезом по шее и особым покроем рукавов (коллекция Б.А. Куфтина). В одном из склепов Даргавса была найдена надетая поверх рубахи, штанов и платья короткая распашная одежда, завязанная у ворота при помощи шнурков, с короткими рукавами (Мамукаев, 1980. С. 108. Рис. 100).

Особенностью осетинских женских платьев являлось наличие не только застежек из шнурковых пуговиц и петель, но и завязок из тесьмы или шнура, что является более древней формой (Студенецкая, 1989. С. 49). В конце XIX — начале XX в. форма женского платья эволюционизировала от открытой распашной одежды до закрытых платьев. Сосуществовали четыре основных типа платья (Студенецкая, 1989. С. 146).

Первый тип имел покрой черкески, с цельным передом и спинкой, с узким перехватом и подрезами по талии, вставными клиньями на боках. Домотканое сукно было узким, и добиться ширины в подоле можно было только за счет клиньев. Платье было распашным, открытым на груди. Плотно обхватывая стан по талии, оно плавно и без сборок расширялось книзу.

Вторым типом было распашное платье, отрезное по талии. С увеличением ввоза фабричных, более широких тканей, появилась возможность выкраивать нижнюю часть платья за счет сборок и складок. Лиф сохранял прежний покрой с открытой грудью. В вырезе была видна грудь кафтанчика с застежками или нагрудник. Женщины как средних лет, так и пожилые в этот период металлических застежек не носили. Через вырез платья у них был виден кафтанчик, застегнутый на мелкие пуговки, или рубашка. Часто они шили платья без выреза на груди, с застежкой от горла до талии.

Платья покроя черкески чаще всего имели рукава покроя «кимоно» или пришитые по прямой нитке, без ластовицы, но боковой шов плавной изогнутой линией переходил в шов рукава. Он был различной длины: выше локтя, до запястья, с оборкой, пришитой к короткому рукаву, с прорезью у подмышки или ниже локтя. В нижней части рукава часто были треугольные выступы.

В конце XIX — начале XX в. на распашных платьях появился двойной рукав, который можно считать специфическим для осетин (Студенецкая, 1989. С. 168). Особенно двойная форма рукава была характерна для праздничных и свадебных платьев (Андиев, Андиева, 1960. С. 24, 25). В одну пройму вшивали и узкий длинный рукав, и второй распашной, от самого верха широкий и округляющийся внизу. Длина верхнего рукава могла быть чуть длиннее кисти или ниже колена. Праздничные и свадебные платья шили обычно из легкого шелка светлых тонов. По борту и краям верхнего рукава платья украшали галуном или узорами из золотых и серебряных нитей, а также блестками, бисером и канителью (Андиев, Андиева, 1960. С. 25).

В конце XIX в. женщины привилегированных сословий носили праздничные платья, под рукава которых привязывались или пристегивались отдельно нарукавные подвески-уселармдыстсе. Такие подвески шили из тяжелой и плотной материи, чаще из бархата бордового цвета, реже из темно-синего и зеленого и богато орнаментировали золотым шитьем (Андиев, Андиева, 1960. С. 25).

Распространение нарукавных подвесок связано с адыгским влиянием. У адыгов нарукавные подвески составляли с рукавом единое целое: рукав, зашитый только в верхней части на 10-15 см, переходил в постепенно расширяющуюся закругленную лопасть, длина которой иногда доходила до подола и при поднятии руки свисала свободно. Лопасти украшали вышивкой и обшивали галуном. Рукава с лопастью существовали у адыгов еще в первой половине XIX в., но позже получили широкое распространение и дожили до начала XX в.

Платьем третьего типа было отрезное закрытое платье, появившееся под влиянием городской одежды в последние годы XIX в. и в начале XX в. Такие платья начали носить в районах, близких к городу, крупным русским станицам. Начался переход от платьев распашных сверху донизу к закрытым платьям от талии до подола при сохранении лифа старого типа. Закрытая юбка имела ближе к левому боку вверху небольшой разрез для застежки. Левая часть лифа около этой застежки не пришивалась к юбке. Отдельно надеваемый пояс прикрывал щель между лифом и юбкой. Юбку шили так же, как в распашных платьях второго типа: в сборку или закладывали складками. Иногда надевали под платье с лифом традиционного покроя легкие блузки с кружевами и рюшками, заменявшие нагрудник.

Платья четвертого типа были представлены двумя вариантами — платьем со швом от талии до подола и платьем со вставкой от талии до подола (Студенецкая, 1989. С. 155). Эти варианты платьев были переходной формой от распашного платья к закрытому и имитировали распашное платье. Они были характерны для праздничных платьев девушек и молодых женщин, пожилые женщины продолжали носить повседневно распашные платья.

Платья третьего и четвертого типа имели рукава с выкройной проймой. Рукава соответствовали городской моде: прямой длинный, с высоким обшлагом, присборенный у плеча и с напуском у локтя, с буфом у плеча или так называемый кривой рукав, состоящий из двух выгнутых по кривой линии половин (Студенецкая, 1989. С. 158).

Праздничная одежда Фото из личного архива И.Н. Цаллаговой, 1950 г.

Праздничная одежда Фото из личного архива И.Н. Цаллаговой, 1950 г.

Праздничные платья Научный архив Института этнологии и антропологии Российской академии наук. Коллекция Б.А. Калоева

Праздничные платья Научный архив Института этнологии и антропологии Российской академии наук. Коллекция Б.А. Калоева