ХАМИЦАЕВЫ (ХÆМЫЦАТÆ). В середине прошлого столе­тия Б. А. Калоев со слов 80-летнего Кабуса Бязырова записал предание, согласно которому однажды во время охоты Хамиц Хамицаев пришел из Грузии в Западную Осетию. Там он облюбовал хороший участок, на кото­ром впоследствии возникло с. Стур-Дигора.

Хамиц является героем многочисленных исторических преданий, пе­сен. Сформировался даже самостоятельный цикл, посвященный ему. Известный фольклорист Т. А. Хамицаева выявила более двадцати вари­антов песни о Хамице Хамицаеве. Время сложения песни— между второй половиной XVI — началом XVII в.

Отдельные варианты предания предков Хамица приравнивают к ка­бардинским князьям.Это преувеличение, но так же неверно видеть в нем рядового общинника. Цикл песен и преданий о Хамице, вероятно,отра­зил неудачную попытку «прорыва»в феодалы зажиточной части крестьян(А. К. Джанаев).

В реальной жизни широкую известность получил Цара Хамицаев. Он выступил одним из активных участников дела о крупном пастбище Харес. Споры по вопросу о принадлежности пастбища тому или иному роду шли не один десяток лет.

В конце XIX в. борьба за пастбище разгорелась с новой силой. Начальник Владикавказского округа в рапорте от 9 июля 1877 г. доносил начальнику Терской области: «По распоряжению моему пристав 3-го участ­ка вверенногомне округа был командирован в Стур-Дигорию для взыска­ния денег за пастьбу скота на Харесе, где встретился с помощником своим, прапорщиком Хаджи-Муссой Кубатиевым. Пристав объявил жителям о цели своего приезда, предложил им на добровольной основе внести день­ги».Пристав уехал по служебным делам в Зарамаг, а деньги поручил со­брать своему помощнику. Однако 9 июля к приставу явился Бечир Таймазов и рассказал о столкновении в Стур-Дигоре: когда Кубатиев в счет уплаты налога с жителя с. Одола Стурдигорского прихода Царая Хамицаева взял баранов, последний стал ругать Кубатиева, а затем и вовсе ранил его кин­жалом. Через некоторое время помощник пристава от полученной раны в живот скончался. Судя по дальнейшей переписке кавказской администра­ции,дело заключалось не в одном Царае Хамицаеве. Но дабы «избегнуть чрезмерного осложнения» ситуации, начальник Терской области просил прокурора Владикавказского окружного суда «ограничиться привлечением к суду одного лишь Царая Хамицаева, а на прочих прикосновенных к этому делу наложить наказание административным порядком».

Версия

У Кабардинского князя было 7 сыновей и одна дочь Фатима-самая красивая девушка княжества. Однажды Хамиц встретил её и влюбился. Перед смертью Алдар завещал сыновьям выдать Фатиму замуж только за знатного и богатого мужа. Потому как у Хамица не было богатства, получить Фатиму в жены он не смог. Тогда Хамиц приехал к Фатиме верхом на коне, сидя на нем задом на перёд. Увидев это Фатима сказала : Ты на коня не знаешь как садиться, а сам меня в жены просишь?», на что Хамиц попросил показать как же правильно садиться на коня. Когда Фатима села, Хамиц вскочил на лошадь и ускакал с ней в с. Стур Дигора.

Прошло время. У Хамица и Фатимы жизнь проходила счастливо и у них родился сын. Односельчане завидовали Хамицу и однажды отправили послание братьям Фатимы о том, что она живёт в бедности и в горе. Недолго думая братья приехали проведать сестру, но в доме застали только Хамица. Тот встретил их вином и хлебом, а когда вышел проводить братьев жены был убит за якобы плохое отношение к их сестре. Когда Фатима возвращалась домой, она увидела своих братьев и тело своего мужа.

Братья сказали ей, чтобы та ехала с ними и Фатима, попросила возможности попрощаться с любимым мужем. Когда Фатима подошла к телу Хамица, она вытащила из его груди кинжал и с горя вонзила его в своё сердце. Сын, оставшийся у Хамица — Хамиц Хамицаев и стал родоначальником фасидим Хамицаевых.

 

В числе известных представителей фамилии-Казбек Борисович Хамицаев (1954 г. р.)— «снежный барс», родоначальник осетинского вы­сотного альпинизма,президент Федерации альпинизма РСО —Алания.

 

Год основания  ?
Основатель Хамиц Хамицаев
Родное село
Ущелье Дигорское ущелье
Диалект Дигорский
Религия Христианство
Первые упоминания  ?
Современное расселение
В основном с. Толдзгун, так же проживают в Чиколе и Сурх Дигоре