ЦАЛЛАГОВЫ (ЦÆЛЛАГТÆ). В ходе научной экспедиции 1986 г. в Трусовском ущелье наше внимание привлекли Цаллаговы, жив­шие в с. Четыре. Они относятся к числу тех немногих осетинских фамилий, которые достаточно давно проявили интерес к своей родослов­ной. Еще в далеком 1894 г. Уруспий Сергеевич (Секкоевич) Цаллагов, опираясь на рассказы старших из своей фамилии, Галгу и Шахмарза,а также Уаха Цогоева, Караше Агкалаева и Тако Хоранова (возраст каж­дого приближался к 100 годам), составил родословную с детальной гене­алогической таблицей, в коей потомки первопредка Цаллага учитывались лишь по мужской линии. В советский период дело продолжил сын Уруспия — Гавриил.

Наконец, в 1998г. родословную карту Цаллаговых соста­вил Тасолтан Кириллович. Уточняя собранные ранее сведения, он провел большую археографическую работу, выявив ряд ценных данных в церков­но-приходских и архивных хранилищах. К родословной карте прилагается отдельно изданный альбом(в подготовке которого приняли участие мно­гие члены фамилии) с 752 фотографиями Цаллаговых, начиная с Сахмата Исламовича(1807—1886) и кончая Асланом Руслановичем(1978 г. р.). Причем вся эта титаническая,кропотливая работа велась (как сказано в предисловии к альбому) с единственной целью — чтобы молодые поколения чтили старших, были достойны их чести и стремились новыми хорошими делами приумножать славу предков.

Подробная таблица Цаллаговых на сегодняшний день насчитывает 12 колен в разных ветвях родословного древа. Получается, что родо­начальник фамилии, принадлежавший к колену Сидамонта наследников Ос-Багатара, жил примерно 360—400 лет тому назад. Примерно к этому времени, согласно генеалогическому преданию, относится постройка кре­пости (Цаелладжы фидар) в Алагирском ущелье на горе Белой (Урсхох) на левом берегу Ардона. Позднее Цаллаг в поисках более удобного места спустился к подножью горы и обосновался у родника в местечке под на­званием Цыфджын. Развалины его каменного жилища можно увидеть и в наши дни. На новом месте Цаллаг обзавелся семьей и стал отцом пятерых сыновей. Назвал их Тко, Сосланбег, Ларсен, Дзабег и Мамсыр. С увели­чением численности семьи возникла потребность в расширении хозяйства. С этой целью Цаллаг с домочадцами перебрался на правый берег Ардона и на довольно удобном участке между Уналдоном и Майрамдоном основал с. Унал.

Данные родословной подтверждаются другими сведениями. Так, Ф. Хозиев в книге «Уаелладжыры комыл — туалтаем», опираясь на народ­ное мнение, пишет, что первыми жителями Унала считаются Цаллаговы,«перебравшиеся сюда с местечка Цыф у подножья Белой горы. С ними поселились Годжиевы и Тахоховы. Руины двух башен Цаллаговых до сих пор видны: одна на берегу Уналдона,другая — на берегу Майрамдона».

По собранным Б. А. Калоевым этнографическим материалам, в Унале выделялась «большая фамилия Цаллаговых». В последней четверти XIX в. этот аул в горной Осетии славился богатством своих садов. Первый фрук­товый сад в 1886 г. заложил Дженардыко Кочиевич Цаллагов.

Среди достопримечательностей Унала — церковь, росписи которой принадлежат кисти Коста Хетагурова. В 1894 г. аул состоял из 42 дворов, в 1926 — из 58, из которых «не цаллаговских дворов было всего 6».

В Унале находилась одна из первых в Осетии школ. История ее созда­ния связана с возобновлением в начале XIX в. деятельности Осетинской духовной комиссии. В 1826 г. экзарх Грузии предписал ее членам обучать осетинских детей «грамоте по-осетински», после чего при церквах аулов Упал, Саниба и Джинат создали школы с несколькими учениками в каждой. Грамоте в них обучали священники-деканозы сссспо букварю И. Ялгузидзе.

В делах Сословно-поземельного комитета второй половины XIX в. со­хранилось прошение Цаллаговых с просьбой предоставить им «права дво­рянства».Наряду с перечислением заслуг и достоинств, просьба обуслав­ливалась большим уважением «со стороны соседних народов» и равными правами с тагаурскими алдарами и дигорскими баделятами.

Кавдын Гуыдзоевич Цаллагов из с. Унал писал: «В настоящее время (в третьей четверти XIX в.) правительству угодно подобрать дела гор­ские формально и положить всему конец, для чего учреждена и комиссия во Владикавказе под председательством генерала. Комиссия эта должна определить дворянство тем,которые пользовались этим именем до при­бытия русского правительства… основываясь на таких правах, которыми дворяне пользовались между своими племенами. Предки наши, а также и мы, — продолжил Кавдын, — произошли от племени Сидамона. Жительство наши предки имели,и мы имеем в Унальском ауле, где мы имеем в полном своем распоряжении как земли, так и леса. Фамилия наша с давнего вре­мени была уважаема между соседними народами, как по достоинству, так и по своему происхождению. Предок наш Сидамон был (предводителем)старшиной, который сам собирал отряды против других племен (по надоб­ности), что могут подтвердить те же сами племена…В настоящее время служим усердно Богy и Великому Государю и Отечеству… В походах и сражениях участвуем и получаем награды, а именно: старший из братьев Кавдын Цаллагов был во время войны в Турецкой кампании и был на­гражден двумя медалями (крестами) за усердную службу. Второй же брат Дзаба Цаллагов во время службы на войне в Польше и Венгрии был на­гражден за храбрость и усердную службу двумя медалями. О чем имеем честь доложить оному комитету в представлении нам родословной росписи о нашем происхождении… Старшина Унальского аула Кавдын Цаллагов».

В Центральном государственном архиве Северной Осетии сохранил­ся «Посемейный список постоянных депутатов в комиссии для разбо­ра сословных прав горцев Кубанской и Терской областей (по Алагиро-Мамисонскому участку Осетинского округа [Список фамилии Цаллаговых])», подтверждающий происхождение Цаллаговых.

Со временем Цаллаговы переселялись в другие места Осетии. В част­ности, по родословной, старший сын родоначальника фамилии — Тко — перебрался в аул Четыре Трусовского ущелья, а часть его потомства — в с. Уалфаз. Помимо Четырса, Цаллаговы переселились в Лабу, Тамиск, Алагир,Красногор, Гизель, Заманкул, Ольгинское,Хумалаг, Владикавказ и в станицу Новоосетинскую. Моздокские Цаллаговы все являлись каза­ками. В архивах о них сохранилось немало сведений. Например, Констан­тин Васильевич Цаллагов (1879 г. р.), согласно документу начала XX в., из казачьих детей станицы Новоосетинской, православный. Окончил 4 класса миссионерской духовной семинарии, затем — Оренбургское каза­чье юнкерское училище. В 25 лет стал хорунжим. Среди тех, кто упрочил авторитет Цаллаговых в дореволюционное время, особое место занимает Андрей (Налык) — видный общественный деятель, публицист,этнограф, представитель прогрессивного крыла учи­телей Осетии. Он собирал, анализировал и публиковал различные циклы нартовского эпоса, способствуя тем самым пробуждению интереса осе­тинской общественности к истории и культуре своего народа, к проблеме формирования национального самосознания осетин. До наших дней не потерял своей научной значимости историко-этнографический очерк Андрея «Селение Гизель». В нем даются историко-географическая справка, под­робная характеристика занятий,быта, материальной и духовной культуры гизельцев. А. Цаллагов принял активное участие в выступлении гизельцев 1902 г. Весной жители села обратились к начальнику Терской обла­сти с жалобой на притеснения и растрату общественных денег старшиной Гизели. Приехавший для разбирательства штабс-капитан Степанов на сходе откровенно стал на сторону старшины. Возмущенные жители села выгнали Степанова. Но тот вскоре вернулся с отрядом казаков и аресто­вал «четверых зачинщиков беспорядков». В ответ «крестьяне ударили в набат, и моментально собралась на церковной площади громадная толпа народа, которая бросилась на начальника участка и стала бить его». Тот, «защищаясь, стрелял в толпу. Он сам и несколько человек казаков полу­чили удары дубинками и с трудом отбились». Для подавления волнений в Гизель направили сотню казаков во главе с начальником Владикавказско­го округа полковником Вырубовым. В результате было арестовано 58 че­ловек.Среди них — народные учителя Харитон Уруймагов и Андрей Цаллагов.

Заканчивая рассказ о Цаллаговых, отметим еще одну хорошую ини­циативу — создание фамильного фонда. Его руководство составили пред­ставители всех населенных пунктов республики, в которых проживают Цаллаговы. Фонд формируется из добровольных взносов; собранные материальные ресурсы предназначены на оказание материальной помощи родственникам, по разным причинам оказавшимся в затруднительном по­ложении.Выделены специальные деньги на стипендию для студентов из членов фамилии.

Пример Цаллаговых показывает: там, где старшие не на словах, а на деле заботятся о новых поколениях, передавая им бережно хранимые слав­ные традиции предков,подкрепляя их своими добрыми делами,там воз­никает меньше проблем с молодежью.

ЦАРГАС — фольклорный предок дигорской знати.Со временем об­разовался сословный титул — царгасата.

По редакции генеалогического предания,опубликованного В. Б. Пфаф­фом, Царгас,попав в Дигорию, долго скитался по Стурдигорскому уще­лью. «Мучимый голодом, Царгас однажды в отчаянии лег отдохнуть. В это время пролетел над ним черный орел с горною индейкою (джумар) в когтях и как-то уронил свою добычу к ногам умирающего Царгаса. Поблагодарив Бога, он устроился на этом месте и населил Стур-Дигорию выходцами из других аулов». В данном случае фольклорная традиция наделяет орла функ­циями посланника Бога, спасителя Царгаса и патрона общества. Определенную информацию о процессе возвышения знатных фамилий несут генеалогические предания. По некоторым редакциям,родоначальник стурдигорских владельцев Царгас появился в горах «в феодальное время», когда здесь «алдарствовал Астанов Дзамболат». А. К. Джанаев в этом сюжете склонен видеть отражение реальных исторических событий, отно­сящихся к генезису феодализма в Дигории, когда немалую роль еще играли вожди и родовые старейшины вроде Астанова.

В родословных Царгас предстает братом Шарваша — родоначальника абхазских князей Шервашидзе из рода Чачба. По народным преданиям, представители этого рода становятся правителями Абхазии на рубеже XI— XII вв. Однако в «Летописи Грузии» сообщается об осаде Анакопии вес­ной 1046 г. грузинскими и абхазскими войсками; во главе последних стоял эристав Шервашидзе. В любом случае возникновение княжеского клана Шервашидзе относится к предмонгольскому периоду. Так как Царгас и Шарваш в преданиях считаются братьями, то появление первого в горной Осетии можно отнести ко времени, предшествовавшему татаро-монголь­скому нашествию. По генеалогическим преданиям дигорских феодалов, Царгас обосновался в Дигории раньше Бадела.

По свидетельству А. М. Шегрена, «дигорцы не имеют князей, одна­ко принадлежат разным господам, которые есть двух больших фамилий, Баделидзе и Черкесидзе».Последние «уздени или старшины, как их рус­ские называют, мало над народом власти имеют, в услуги употреблять не могут… Дань получают малую и почесть невелика».

С течением времени от основных трех фамилий царгасатов «отпочкова­лись» родственные им фамилии. Так, в прошениях, поданных в Комиссию по разбору сословно-поземельных прав туземцев Терской и Кубанской областей,потомками Царгаса считали себя такие фамилии, как Гатаговы, Комеховы и Дзанкалицевы (Зекеевы). Самые многочисленные среди царгасатов, Карабугаевы, разделились на несколько ветвей: Айтеговых, Бутуевых,Кулиевых, Куцуковых, Сосрановых,Текаевых, Татооновых и Каровых.

Основой могущества царгасатов являлось пастбище Харес площадью в 3370 дес. За пользование этими угодьями крестьяне ежегодно доставля­ли феодалу по одному сыру и двухдневный сбор молока с каждого двора. Особо платили за выпас крупного рогатого скота и лошадей. За выпас од­ной лошади — козленка, двух — барана и т. д. О значении Хареса можно судить по количеству выпасаемого на нем скота. В 1867 г. на пастбище со­держалось 11433 барана, 919 голов крупного рогатого скота, 255 лошадей.

Каждая фамилия царгасатов (в 1864 г. их насчитывалось 32 двора, с общей численностью 118 душ обоего пола) имела на пастбище свои участ­ки. Границы владений четко обозначались географическими точками:пере­валами, реками, холмами и т. д.По словам самих царгасатов, пастбищем «родственники, царгасатские фамилии, пользовались и пользуемся так: с востока от Дроу и Ахсаргина до Баркахан — мы,Таймазовы; от Баркахана до Бадады-хох — мы, Карабугаевы, Текаевы, Сосрановы и Кулиевы; от Бадады-хох до Арси-афцаг и Ахсан-адага — мы, Кантемировы; и от Арси- афцаг до Стулли-афцаг — мы, Карабугаевы».
Безопасность пасущихся отар овец и табунов лошадей обеспечива­ла надежная охрана вооруженных царгасатов. Для этой же цели исполь­зовались боевые башни Таймазовых и Кантемировых на левом берегу р. Харес. Башня Таймазовых расположена в центре с. Куссу. Сложена из разноразмерных камней на глинистом растворе. Толщина стен — 1,5 м. Длина башни — 7,4 м, ширина — 6,9 м, высота сохранившейся части — 11,0 м. Примерно в 300 м к юго-западу от этой башни расположен масыг Кантемировых. Толщина стены — 1,3 м, длина и ширина — 6,0 м, наиболь­шая высота южной стены — 11,6 м.

К специфической черте характеристики подконтрольных царгасатам аулов можно отнести христианское исповедание части населения. О степени распространения христианства среди стурдигорцев говорит тот факт, что его исповедовали не только крестьяне, но и сами царгасата, несмотря на тесные связи с мусульманскими владельцами Малой Кабарды. Так, например, Георгий Кантемиров в середине XIX в. окончил Тифлисскую духовную семинарию. В 1875—1879 гг. в Стур-Дигоре возвели новую ка­менную церковь.