АБАЕВЫ

Материал из Oss.kirimiti.ru
Перейти к: навигация, поиск

АБАЕВЫ (АБАИТÆ) — от тюрк, абай: «отец». К родственным фамилиям (æрвадаелтæ) относятся Зораевы, Икаевы, Остаевы и Беслекоевы.

Происхождение данной фамилии фольклорная традиция связывает с потомками Агуза — одной из ветвей наследников Ос-Багатара. Агузата в Северной Осетии занимали местности Зака в Нарской котловине и Трусовское ущелье у истоков р. Терек. В Южной Осетии они жили в Рокском ущелье: в верховьях р. Большая Лиахва, левого притока Куры, в селах Сба, Дзау, Елтура и в Цхинвали. Согласно устной традиции, Абаевы, жившие в Южной Осетии, относились к «благородным» (уаз- данлагам); свою родословную они выводили от прямых потомков леген­дарного Ос-Багатара. Так, уазданлаги, жившие в ущелье Б. Лиахва (до с. Сба — родины Абаевых), относились к ветви древнего рода Агузовых. В. И. Абаев свою родословную выводил от предков из аула Цей высоко­горных районов Алагирского ущелья.


Наиболее ранние письменные свидетельства об Абаевых относятся к XVIII столетию. В составе осетинской делегации в Петербурге (1749— 1752) находился Дживи Абаев. Напомним, что это первое осетинское по­сольство вело активные переговоры о включении Осетии в сферу особых интересов России. По многим преданиям, родоначальник Абаевых прибыл в Закинское ущелье из селения Кора. Обратимся к рассказу коренного закинца, 100 -летнего Исмела Ханаева (с. Коркора), зафиксированному в 1921 г. Цоцко Амбаловым, видным деятелем культуры и собирателем устного на­родного творчества осетин. По его данным, селение Абайтикау основано Тотербегом Абаевым, богатым выходцем из с. Кора Куртатинского уще­лья. Он был женат на дочери дигорских баделят Абисаловых, от которой имел двух сыновей (Дзанг и Дзанболат). Еще при жизни Тотербег заказал себе медный гроб, в котором его и похоронили.

Другой (югоосетинский) вариант предания о появлении Абаевых в Осетии Исмел Ханаев относит к более отдаленному периоду. В нем Абай, Томай и Гагло предстают сыновьями Агзариса, сына Агуза, жившего до монгольского периода. Известно также, что Абаевы считают своими близ­кими родственниками (аервадаелтае) Осиата, Зората, Иката. Между ними существовала экзогамия, в то же время они не имеют общего предка, что является характерной чертой для многих подобных больших родственных групп (патронимий) осетин.

Абаевы в Зака поселились вторыми по времени после Кесаевых, основав недалеко от Трусовского и Сбийского перевалов свое селение Абайтикау. Часто оно называлось Захъхъа — как принято считать, по имени сред­неазиатских саков (скифов), давших наименование всему ущелью. Как бы то ни было, по одной версии Абаевы считаются выходцами из селе­ния Кора Куртатинского ущелья и наряду со многими другими фамилиями Центральной и Южной Осетии относятся к древнему осетинскому роду Агузата, известному средневековым аланам. По другой версии, Абаевы — тюркского происхождения («абай» — по-тюркски отец).

Обратим внимание еще на одно обстоятельство, связанное с этой фамилией. По нашим данным, югоосетинские Абаевы, составлявшие в Сбийском ущелье два поселения — Верхний и Нижний Сба, — являют­ся выходцами из Зака, а кобинские Абаевы — из упомянутых поселений Южной Осетии. В. И. Абаев придерживался другого мнения, высказан­ного Б. А. Калоеву в личной беседе. Он ссылался на мнение своего отца, якобы утверждавшего, что все Абаевы вышли из двух населенных пунктов в Цейском ущелье.

Итак, по фольклорной традиции, в Зака Абаевы и Кесаевы ока­зались «монополистами», владевшими всей его обширной территорией. Это обстоятельство сдерживало приток новых поселенцев. В 1826 г. здесь насчитывалось 35 дворов, в 1846 г. — 23, в 1866 г. — 29, в 1900 г. — 34, в 1917 г. — 35, в 1921 г. — 36, в 1927 г. — 22. Из архитектурных комплек­сов сохранилась лишь башня Абаевых, расположенная на северной окраине села, в 100 м от реки Закадон.

Изначально Абайтикау было однофамильным. Спустя какое-то вре­мя здесь компактно поселились Хутиевы, Цибировы, Бураевы, Медоевы, Ханаевы — выходцы из разных мест Осетии. Подавляющее большинство жителей села составляли Абаевы и Беслекоевы — родственные фамилии, члены которых не вступали в брачные отношения друг с другом. Другие фамилии были малочисленными: каждая имела не более трех-четырех дво­ров. Всех их манили сюда богатые альпийские и субальпийские луга и се­нокосные угодья.

Документальные сведения об осетинских Абаевых встречаются в рус­ских и грузинских письменных памятниках, начиная с XVIII в. Закавказские источники обычно называют эту фамилию с окончанием -швили (сын). В качестве примера приведем дарственную царя Грузии Ираклия, согласно которой в 1752 г. Галуа Абашвили получил из казны жалованье; в грамо­те царевича Александра (1793) Ико Абашвили назван «преданным чело­веком семьи» грузинского царя. Позднее Абаевы в письме в Сословно­поземельный комитет отмечали: «наши предки служили грузинским царям, охраняя их от нашествия неправоверных лезгинцев и персиян».

Из российских источников той поры обратим внимание на обращение в 1758 г. осетинского старшины Иосифа Абаева к императрице Елизавете Петровне с просьбой разрешить осетинам беспошлинную торговлю свои­ми товарами в Кизляре. Интересно сообщение Астраханского губернато­ра Бекетова об отправлении в 1763 г. Иосифа Абаева с письмом к царю Имеретии Соломону.

В «Ведомости осетинской школы» в Моздоке от 20 октября 1768 г. среди 7 учеников значится некий Абаев. В «Ведомости всех живущих при урочище Моздок» от 15 июня 1764 г. упоминается «Куртатинского уезда дворянин... Абаев, жена его Ханум... у них дети: сын Андрей, до­чери Джанатхан и Джаласхан». Эта же семья отмечена еще в одном до­кументе, датированном 1764 г., причем глава семьи к этому моменту уже был крещен и назван Осипом, «из Куртатинского уезда дворянином».

В ведомости от 13 июня 1769 г. упоминается еще один Абаев — Густа «из деревни Кора, а во крещении — Гавриил Матвеев, жена ево Мелиса, а во крещении Матрена Николаевна, мать ево вдова Асу, во крещении Анисья Васильевна; племянник Чумкел Абаев, а во крещении Иван Васильев». Упомянутый выше «куртатинского уезду старшина» Осип Абаев, согласно «Ведомости выдачи ржаной муки осетинцам и кабардинцам, проживаю­щим в Моздоке», получил четыре четверти.

Имеющийся материал пока не позволяет точно установить проис­хождение и первоначальное место проживания Абаевых. Предки дан­ной фамилии отмечены по меньшей мере в трех местах: 1) в Абайтикау Закинского ущелья у истоков реки Закадон; 2) в селениях Средний и Нижний Сба в верховьях реки Большая Лиахва; 3) в двух населенных пунктах Цейского ущелья. Жители аулов Зака и Сба, возможно, проис­ходили от одного предка. Их разделял лишь перевал Сбаийаком, где нахо­дился покосный участок, многие годы являвшийся объектом споров между родственниками.

По многим вариантам преданий, родоначальник Абаевых прибыл в Закинское ущелье из аула Кора. На этой территории прежде обитали аланы, на что указывают средневековые памятники: оборонительные со­оружения, церкви, склепы и т. д.

Согласно записанному в 1959 г. в с. Верхний Цей преданию, здесь пер­выми появились предки Бицоевых и Абаевых. Причем последние осно­вали аул, названный Абайтикау. Старожилы Цея около полувека назад рассказали, что Абаевы, живущие в Коби по Военно-Грузинской дороге, в верховьях рек Ардон и Большая Лиахва, а также в некоторых районах Балкарии, являются потомками цейских Абаевых.

Интересно, что ни сам Василий Иванович, ни его родственники, ни ис­следователи не обратили внимания на существование дигорских Абаевых. В документах по сословному вопросу середины XIX в. сохранилось пре­дание, согласно которому Абаевы, Тотоевы, Баевы, Такоевы, Цаллаевы, Хадаевы и Галаевы происходят от Баслука, жившего в давние времена «в с. Окац» Тапан Дигории. За землю они «никому не кланялись и ни у кого покровительства не искали». Мощь и слава Баслука и его потомков вошли в поговорку. Если кто-то несправедливо был обижен, то проклинал обидчика словами: «Да постигнет тебя гнев Баслукаевых».

В списке первых жителей Христиановского значатся Абаевы. Здесь в 1878 г. родился Шамиль Бекмарзаевич Абаев, известный осетинский писатель. Мальчику было всего 9 лет, когда умер его отец. Несмотря на трудности, Шамиль, благодаря усилиям матери и бабушки, смог окончить церковно - приходскую школу. Затем он безуспешно пытался поднять свое маломощное хозяйство, батрачил у местного кулака. В то же время зани­мался самообразованием, стал членом подпольного революционного круж­ка. Со своими друзьями принял самое активное участие в революционных событиях, происходивших в родном с. Христиановском.

Примерно в то же время Шамиль написал свои первые стихотворения, поэмы и пьесы. Его ранние литературные опыты были опубликованы в га­зете «Ног цард» («Новая жизнь»), выходившей в Тифлисе в 1907 г. Тогда же он перевел на дигорский диалект знаменитую «Варшавянку», ставшую своеобразным гимном всероссийской партии большевиков. В 1915 г. Шамиль успешно сдал экзамены на должность учителя на­чальных классов. Трудовую деятельность в качестве педагога он начал в Цее, а продолжил в училищах Среднего ЭДэуха и Христиановского. Осенью 1917 г., бросив работу учителя, Шамиль целиком переключился на революционную деятельность.

Среди Абаевых, ставших известными далеко за пределами ущелья и даже Осетии, в большом почете был лекарь Галати. До революции в горной полосе Осетии люди понятия не имели о научной медицине. Все болезни лечили местные народные лекари, среди которых встречались пре­восходные умельцы, делавшие даже сложнейшие хирургические операции. Именно таким лекарем был Галати Абаев, унаследовавший свою профес­сию от отца Инуса, служившего в русской армии и там же в санчасти при­обретшего медицинские навыки. И отец, и сын оставили о себе память как талантливые народные целители.

Помнят земляки и знатока обычного права осетин — медиатора Уахтанга Абаева. К числу лучших собирателей нартовского эпоса по праву относятся Алеко, Данел, Монас, Николай и Филипп Абаевы. Среди Георгиевских кавалеров назовем Василия Абаева. В советский период славу фами­лии принесли Герой Советского Союза Ахсарбек Магометович (1923— 1982), генерал Майрам Георгиевич (1935—1995), лауреат Ленинской пре­мии Салат Михайлович (1913—1989) и многие другие.

Василий (Вассо) Иванович Абаев (1900—2001) родился в кон­це 1900 г. в семье горца-осетина. Начальное образование получил в Кобийской сельской школе, а среднее — в Тифлисской 6-й классической гимназии. После двух лет работы в Кобийской средней школе в 1922 г. он поступает в Ленинградский университет на иранский разряд этнолого­лингвистического отделения факультета общественных наук.

По окончании университета оставлен аспирантом Научно-исследова­тельского института сравнительного изучения языков и литератур Запада и Востока при ЛГУ. После завершения аспирантского курса в 1928 г. Абаев направлен на работу в Кавказский историко-археологический ин­ститут Академии наук СССР в Тифлисе. С 1930 г. и едва ли не до кон­ца своей жизни он работал в Институте языкознания Академии наук СССР.

В 1935 г. В. И. Абаеву присуждена степень кандидата филологиче­ских наук (без защиты диссертации), а в 1962 г. — доктора филологиче­ских наук (также без защиты диссертации). В 1969 г. В. И. Абаеву было присвоено звание профессора.

Венцом всестороннего изучения культуры осетин, основным итогом 75-летней неутомимой научной деятельности В. И. Абаева явился основной труд всей его жизни — «Историко-этимологический словарь осетинского языка», по образному выражению ученых, «живой памятник осетинско­му языку». Словарь по целому ряду своих характеристик принадлежит к самым незаурядным явлениям в филологической науке.

Титанический и плодотворный труд В. И. Абаева трудно оценить. Василий Иванович — всемирно известный ученый, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии им. К. Л. Хетагурова, заслужен­ный деятель науки Российской Федерации, РСО—Алания, Республики Южная Осетия, почетный член Российской академии естественных наук и многих зарубежных академий.

Георгий Аланбекович Абаев (1955 г. р.) — талантливый скрипач, не раз был признан музыкантом года РСО—А. Выпустил альбомы: «Тра­диционная осетинская скрипичная музыка», «Маскарад», «Метаморфо­зы», «Мечты» и «Полет».

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Фамилии
Навигация
Инструменты