БАГАЕВЫ
БАГАЕВЫ (БАГАТÆ) -Фамилия Багаевых известна в Осетии как составнаячасть фамилий Туальского общества сместом проживания в с. Тиб. Однако историяпроисхождения рода Багаевых начинаетсягораздо раньше их переселения в Тиб.Известные ученые-историки А. X. Бязрови 3. Д. Гаглоева считают, что в одномстолетии проходит жизнь трех поколений.Если это утверждение взять за основу,то в генеалогической таблице Багаевыхв настоящее время должно бытьодиннадцать-двенадцать поколений.Отсюда нетрудно вычислить, что фиксацияфамилии Багаевых произошла примернов середине XVI в. Известно также, чтомногие фамилии Северной и Южной Осетииотносят себя к коленам старинных фамилийЦаразоновых, Агузаровых, Сидамоновых,Кусагоновых и Цахиловых, а фамилияБагаевых ни к одной из этих фамилий себяне причисляет. Однако фамилия не можетпоявиться из ниоткуда. По всей вероятности,из-за разобщенности и утраты родовыхсвязей в аланском обществе в периодтатаро-монгольских нашествий и последующихвеков, распада осетинского обществаБагаевы утеряли родовые связи с однойиз вышеперечисленных старинных фамилий.Восстановить истину в настоящее времяпредставляется затруднительным.
Современем абсолютное большинство осетин,проживавших на юге Осетии, стали писатьсвои фамилии с русским фамильнымокончанием -ов/ев,а большинство осетин, проживавших вразных районах бывшей Грузинской ССР,сохранили написание своих фамилий сгрузинским окончанием -швили.
Некоторыепотомки Бага, Джерга и Гамахара из Тибапереселились в с. Урсдон Дигорскогоущелья.
Внеспокойные времена так называемого«золотоордынского периода» старшийрода, Бага, и его братья Джерга и Гамахарсо своими семьями переселились сравнины (по преданиям — с территориисовременного Моздокского района) вгорный Цамад Алагирского ущелья. Обэтом же в литературной форме писалхорошо знающий историю этого селаизвестный осетинский драматург иписатель Сергей Кайтов: «На окраине с.Цамадсо стороны с. Унал находятся развалиныжилищ из камня, местное населениеназывает их «груда камней Багаевых».Тяжелые условия жизни и скудные клочкиземли, пригодной для возделывания хлебаи другой сельскохозяйственнойпродукции, вынудили Багаевых переселитьсяиз с. Цамад в большой Мизур в район Новогосела. Об этом свидетельствует жительс. Мизур Боциев Урусхан. Землю рядом сосвоим участком он называет участкомБагаевых».
Новоеместожительство также не устроилоБагаевых, и после долгих раздумий всетри брата переселились в Туалгом. Здесьони обосновались на правом берегу рекиКуата в с. Тиб. Шло время, семьи трехбратьев разрослись. Членов каждойсемьи стали называть по отцовскомуимени.
Так,один из Багаевых по имени Тотыр переселилсяв Куртатин- ское ущелье. От него пошлафамилия Тотровых. Позже часть Тотровыхпереселилась в Южную Осетию и обосноваласьв верховьях р. Большая Лиахва.
ВЮжной Осетии Багаевы первоначальнообосновались в с. Кемульта, а оттудапереселились в другие населенные пункты.Из с. Тиб Багаевы перенесли свой дзуар— Батлон, Раньше они поклонялись семидзуарам. Пиво тоже варили в семи котлах,на пирах и торжествах гуляли по семьдней. В Кемультинское ущелье они пришлииз с. Замтарет и расселились в селахКемульта, Сариттата, Елканта, Саграт идр.
Вернемсяв более ранние времена. После переселенияв с. Тиб Бага и его братья Джерга и Гамахарсначала построили жилища и водяныемельницы. И лишь затем приступили кстроительству фамильной башни, служившейкак для хозяйственных нужд и жилья, таки для защиты фамилии от нападений извне.До нашего времени от башни сохранилсятолько фундамент.
Втораясторожевая башня была построена вАлагирском ущелье в Фардыге, селениифамилии Церековых, потомками БагаеваТотыра (ныне фамилия Тотровых).
Другиебашни в Южной Осетии в с. Сариттатапостроили сыновья Шино — Шита, Жожа,Папуни и Хаши. Каждый из этих братьеввместе со своей семьей построилсобственную сторожевую башню. Каждаяиз башен называлась именем старшегомужчины в семье:
сторожевая башня в с. Тиб (Багаты маесыг);
сторожевая башня в с. Фардыг (Тотраты маесыг);
сторожевая башня в с. Шитат (Шитаты маесыг);
сторожевая башня в с. Сариттата (Жожаты маесыг);
сторожевая башня в с. Сариттата (Папуниты маесыг);
сторожевая башня в с. Сариттата (Хаситы маесыг).
Башнидостигали высоты 7—9 метров. Все онибыли построены для защиты от внешнихврагов, но в мирное время использовалисьи как хозяйственные постройки. Внастоящее время остатки башен являютсяобразцами строительной культурынаших предков.