БИБОЕВЫ
Осетинские фамилии | |||||||||
|
|||||||||
Год основания | ? | ||||||||
Основатель | Бибо | ||||||||
Родное село | Цимити | ||||||||
Ущелье | Куртатинское ущелье | ||||||||
Диалект | Иронский | ||||||||
Религия | Христианство Традиционные верования | ||||||||
Первые упоминания | ? | ||||||||
Современное расселение | |||||||||
? | |||||||||
Если у вас есть дополнительная информация:
Опросник или Форму обратной связи |
БИБОЕВЫ (БИБУАТÆ). Высоко в горах Куртатинского ущелья находится маленький аул Цмити, один из многих, разбросанных по горно
мусклону. Известен он своими сторожевыми башнями, сохранившимися едва ли не в первозданном виде. Назван аул именем первопредка фамилии Бибоевых.
Вначале 70-х гг. прошлого столетия в Алагирской районной газете «Заря» была опубликована статья Кайтмурзы Кайтова «Предание о Курта, Тага и Цмити». Согласно преданию, у подножья Кариухох примерно в середине XVII в. остановился некто Цмити. У него было четыре сына: Калока, Дадига, Таджи и Баджи. От Калока произошли следующие фамилии: Бибоевы, Бзыковы, Борсиевы, Гагуловы, Дзускаевы, Зайтовы, Дзитиевы, Таучеловы, Куловы, Гумецовы, Брциевы, Цекоевы, Цагараевы, Бугаевы.
От Дадига произошли фамилии: Гусовы, Басаевы, Торчиновы, Агкацевы, Дзлиевы, Цараевы, Калмановы, Шотаевы, Хамицовы, Мильдзиховы, Хабалоновы.
От Баджи — Карацевы, Джидзаловы, Елоевы, Дзабраевы, Козаевы, Циноевы, Хетаговы, Ахполовы, Налдикоевы и др.
Сохранился документ от 2 августа 1859 г., где записано: «Фамилии, составляющие в настоящее время общество осетино-цмитинское, ведут начало свое от трех сыновей Цмити: Калога, Дадига и Бадзи. Фамилии Цмитинского общества ни от кого не зависели, издревле пользовались уважением на равных с почтеннейшими фамилиями, принадлежащими к сословиям тагаурских алдаров и дигорских баделят, как в народе, так и у правительства грузинского и русского». Далее в документе написано: «Так как все мы происходили от трех сыновей Цмити: Калока, Дадыга и Бадзи... поэтому все мы, нижеподписавшиеся, покорнейше просим Ваше Высокоблагородие сообщить Комитету, учрежденному для разбора сословно-поземельных прав, дабы все цмитинцы, происходящие от трех сыновей Цмити, были сравнены по происхождению, и если для этого необходимы еще депутата, то таковых истребовать от нас. Подписи: Куну и Енкуз Гусовы, Темир Забраев, Кавдин Габоев, Гиско Кулов, Куаз Таучелов, Бизи Гаппоев, Дзарах Бибоев, всего 36 подписей».
Интересно еще одно прошение от цмитинского I степени узденя Бури Бибоева: «Происходя из цмитинского I степени узденей фамилии Бибоевых и представляя при сем в оный Комитет родословную мою, осмеливаюсь покорнейше просить не оставить утвердитьменя узденом, достойным выдачи мне название таковое надлежащий документ. Август 9-го дня 1859 г. Цмитинский I ст. узден Бури Бибоев», — написано в документе. Примерно такого же содержания прошения от Дзараха и Боразга Бибоевых (5 мая 1857 г., 27 июля 1860 г.).
Исходя из родословных и посемейных списков Хидикусского прихода (отселков: Лац, Урикау, Кадат, Харисджын, Цмити) 1886—1909 гг., можно проследить фамильное древо от самого начала. На материалах одной семьи древо реконструируется так: Цмити — его сын Калок, сын Калока — Бибо, сын Бибо — Донашболат, сын Донашболата — Хаба, его сын — Теко (жена его — I ст.узд. Бринка Кулова), сын Теко — Бури(жена его — дочь узд. Александра (Кико) Калоева), сын Бури — Бимболат, сын Бимбола- та — Айкал, его сын — Гадзыба (его жена — Вера Мурзабековна Дзгоеваиз Хумалага), сын Гадзыба — Гамбол (жена— Нина Азаматовна Бароева из Заманкула),сын Гамбола — Таймураз (жена — Ивета Касполатовна Черчесова из Алагира), сын Таймураза — Сосланбек (26 лет). Как видно,со времени появления Цмити в Куртатинском ущелье сменилось 13 поколений, то есть фамилии Бибоевых 450—500 лет.
Есть у фамилии и своя башня, расположеннаяв Цмити, — так утверждают и старожилы села, и старейшины фамилии.
Пословам старейшины фамилии Сосланбека Бибоева, Дзускаевы, Зайтовы, Бибоевы и Бугаевы являются родственными фамилиями.
Проживают Бибоевы в равнинном Цмити, куда вместес Дзитиевыми, Басаевыми, Гаппоевыми, Таучеловыми, Куловыми, Караевыми, Хами-цевыми, Хабалоновыми, Дзускаевыми переселились в 20-х гг. прошлого века, покинув высокогорный аул Цмити и обосновавшись на поляне у Терека. Всего переселилось 90 дворов, среди них 18 дворов Бибоевых. Уже оттуда одни переехали в с. Коста, другие — в пос. Рамоново, Беслан, Владикавказ. Живут представители фамилиив Моздоке, Ардоне, Нарте, Алагире, Хаталдоне, Кобане, Зильги и т. д.
Фамилия Бибоевых немногочисленна — всего около 25 дворов. Но и она отмечена заслуживающими внимания событиями. Приведем такой пример. В 1897 г. представитель Германии по фамилии Геринг при содействии полковника Иналука Гайтова, прославленного героя Русско-турецкой войны (1877—1878)и близкого друга Коста Хетагурова, начал формировать в Кадгароне труппу осетинских танцоров, музыкантов и певцов для отправки на гастроли в Западную Европу.
Былоот обрано 60 человек. Здесь были и уже посеребренные сединой мужчины, и молодежь, и даже 12-летние мальчики — танцоры на носках.
Участники ансамбля — простые горцы и горянки из разных сел Северной Осетии — с огромным успехом блеснули своими талантами на сценах европейских столиц. Коллектив пробыл за границей более полугода.
Среди гастролеров был и Маматджери Бибоев. После гастрольной поездки он вместе со своим братом Агубе уехал строить Харбинскую железную дорогу. Агубе в 1930-х гг. был директором парка им. К. Л.Хетагурова во Владикавказе. Умер в 1936г.
Фамилия бережно хранит память о бесстрашном офицере царской армии Бибо (Александре) Бибоеве — участнике Русско-турецкой войны, награжденном Георгиевским крестом.