Адаты – этим термином в ряде случаев обозначались нормы обычного права. В частности Ф. И. Леонтович писал по этому поводу: «Общим названием народных обычаев у всех горцев служит адат. Термин этот арабского происхождения… У кавказских горцев есть, кроме того, свои местные названия». Причем, «в источниках адат употребляется в различных значениях». В общем виде адат в традиционном горском обществе употреблялся в том же значении, что и обычай. Князь Голицын полагал, что под адатами разумеются «древние обычаи, которыми управляются все народные дела». Другое значение адата возводится к суду, способам разбирательства судебных дел. В этом смысле адат – «суд по обычаям или обрядам». В Записке 1841 г., «в которой впервые возбужден был вопрос о собирании сведений об адатах», последние трактуются «в смысле ‘суда, основанного на обычаях’» (Леонтович 1882, сс. 4-5). Аналогичным образом слово адаты трактовалось в сборниках обычного права горских народов, записанных в 40-х гг. XIX в. [списки: Кучерова, Фрейта- га, Сталя, Ольшевского и др.] (там же, сс. 5-6, сл.).5В целом горцы различали три основных значения понятия адат: 1) обычай, 2) местный закон, 3) судебное разбирательство.