БАГАЕВЫ ТОТРОВЫ ГЕРГАУЛОВЫ ГАМАХАРОВЫ
БАГАЕВЫ (БАГАТÆ) — Фамилия Багаевых известна в Осетии как составная часть фамилий Туальского общества с местом проживания в с. Тиб. Однако история происхождения рода Багаевых начинается гораздо раньше их переселения в Тиб. Известные ученые-историки А. X. Бязров и 3. Д. Гаглоева считают, что в одном столетии проходит жизнь трех поколений. Если это утверждение взять за основу, то в генеалогической таблице Багаевыхв настоящее время должно быть одиннадцать-двенадцать поколений. Отсюда нетрудно вычислить, что фиксация фамилии Багаевых произошла примернов середине XVI в. Известно также, что многие фамилии Северной и Южной Осетии относят себя к коленам старинных фамилий Царазоновых, Агузаровых, Сидамоновых, Кусагоновых и Цахиловых, а фамилия Багаевых ни к одной из этих фамилий себяне причисляет. Однако фамилия не может появиться из ниоткуда. По всей вероятности, из-за разобщенности и утраты родовых связей в аланском обществе в период татаро-монгольских нашествий и последующих веков, распада осетинского общества Багаевы утеряли родовые связи с одной из вышеперечисленных старинных фамилий. Восстановить истину в настоящее время представляется затруднительным.
Со временем абсолютное большинство осетин, проживавших на юге Осетии, стали писать свои фамилии с русским фамильным окончанием -ов/ев, а большинство осетин, проживавших в разных районах бывшей Грузинской ССР, сохранили написание своих фамилий с грузинским окончанием -швили.
Некоторые потомки Бага, Джерга и Гамахара из Тиба переселились в с. Урсдон Дигорского ущелья.
В неспокойные времена так называемого «золотоордынского периода» старший рода, Бага, и его братья Джерга и Гамахарсо своими семьями переселились с равнины (по преданиям — с территории современного Моздокского района) в горный Цамад Алагирского ущелья. Об этом же в литературной форме писал хорошо знающий историю этого села известный осетинский драматург и писатель Сергей Кайтов: «На окраине с.Цамадсо стороны с. Унал находятся развалины жилищ из камня, местное население называет их «груда камней Багаевых». Тяжелые условия жизни и скудные клочки земли, пригодной для возделывания хлеба и другой сельскохозяйственной продукции, вынудили Багаевых переселиться из с. Цамад в большой Мизур в район Нового села. Об этом свидетельствует житель с. Мизур Боциев Урусхан. Землю рядом со своим участком он называет участком Багаевых».
Новоеместожительство также не устроилоБагаевых, и после долгих раздумий всетри брата переселились в Туалгом. Здесьони обосновались на правом берегу рекиКуата в с. Тиб. Шло время, семьи трехбратьев разрослись. Членов каждойсемьи стали называть по отцовскомуимени.
Так,один из Багаевых по имени Тотыр переселилсяв Куртатин- ское ущелье. От него пошлафамилия Тотровых. Позже часть Тотровыхпереселилась в Южную Осетию и обосноваласьв верховьях р. Большая Лиахва.
ВЮжной Осетии Багаевы первоначальнообосновались в с. Кемульта, а оттудапереселились в другие населенные пункты.Из с. Тиб Багаевы перенесли свой дзуар— Батлон, Раньше они поклонялись семидзуарам. Пиво тоже варили в семи котлах,на пирах и торжествах гуляли по семьдней. В Кемультинское ущелье они пришлииз с. Замтарет и расселились в селахКемульта, Сариттата, Елканта, Саграт идр.
Вернемсяв более ранние времена. После переселенияв с. Тиб Бага и его братья Джерга и Гамахарсначала построили жилища и водяныемельницы. И лишь затем приступили кстроительству фамильной башни, служившейкак для хозяйственных нужд и жилья, таки для защиты фамилии от нападений извне.До нашего времени от башни сохранилсятолько фундамент.
Втораясторожевая башня была построена вАлагирском ущелье в Фардыге, селениифамилии Церековых, потомками БагаеваТотыра (ныне фамилия Тотровых).
Другиебашни в Южной Осетии в с. Сариттатапостроили сыновья Шино — Шита, Жожа,Папуни и Хаши. Каждый из этих братьеввместе со своей семьей построилсобственную сторожевую башню. Каждаяиз башен называлась именем старшегомужчины в семье:
сторожевая башня в с. Тиб (Багаты маесыг);
сторожевая башня в с. Фардыг (Тотраты маесыг);
сторожевая башня в с. Шитат (Шитаты маесыг);
сторожевая башня в с. Сариттата (Жожаты маесыг);
сторожевая башня в с. Сариттата (Папуниты маесыг);
сторожевая башня в с. Сариттата (Хаситы маесыг).
Башнидостигали высоты 7—9 метров. Все онибыли построены для защиты от внешнихврагов, но в мирное время использовалисьи как хозяйственные постройки. Внастоящее время остатки башен являютсяобразцами строительной культурынаших предков.
Версия
Багаевы жили в Дигорском ущелье не далеко от сел.Кумбулта.на замке »БАГАЙТ».до нашествия храмогоТимура на Кавказ. там их разбили Монголии и отсуда разъехались все Багаевы. Многие пареселились в южние районы России и образовали свои села и деревни. во многих районах по сей день проживают БАГАЕВЫ КОМПАКТНО в селах, Растовской области и на юге России. . . как например ст. Багаевка, и.т.д. другие были вынужденны загнаны в глубину Кавказских го р и рассеялись по всему север.Кавказу.
Дата фамильного праздника (кувд): третье воскресение после вознесения.
Год основания | ? |
Основатель | Багайт, Бага |
Родное село | зам Багайт |
Ущелье | Дигорское ущеле |
Диалект | Иронский |
Религия | Христианство Традиционные верования |
Первые упоминания | ? |
Современное расселение | |
с.Ногир, Сунжа г. Владикавказ и Южная Осетия |
Версия
Багаевы вышли из с.с.с.цьамад, фардыг, тиб, южн. Осетия
Дата фамильного праздника (кувд) — 11.06.2016
Год основания | ? |
Основатель | Бага-БАГАЙТ. . . . ОЗОРНик |
Родное село | ТИБ |
Ущелье | Тибское ущелие |
Диалект | ? |
Религия | Христианство Традиционные верования |
Первые упоминания | ? |
Современное расселение | |
? |
Версия
Произошли от Ос Багатара
Год основания | ? |
Основатель | Бага |
Родное село | Сариттат |
Ущелье | Кударское |
Диалект | Иронский Кударский |
Религия | Православие |
Первые упоминания | ? |
Современное расселение | |
? |