БАГАЕВЫ (БАГАТÆ) — Фамилия Багаевых известна в Осетии как составная часть фамилий Туальского общества с местом проживания в с. Тиб. Однако история происхождения рода Багаевых начинается гораздо раньше их переселения в Тиб. Известные ученые-историки А. X. Бязров и 3. Д. Гаглоева считают, что в одном столетии проходит жизнь трех поколе­ний. Если это утверждение взять за основу, то в генеалогической таблице Багаевыхв настоящее время должно быть одиннадцать-двенадцать поко­лений. Отсюда нетрудно вычислить, что фиксация фамилии Багаевых про­изошла примернов середине XVI в. Известно также, что многие фамилии Северной и Южной Осетии относят себя к коленам старинных фамилий Царазоновых, Агузаровых, Сидамоновых, Кусагоновых и Цахиловых, а фамилия Багаевых ни к одной из этих фамилий себяне причисляет. Однако фамилия не может появиться из ниоткуда. По всей вероятности, из-за разобщенности и утраты родовых связей в аланском обществе в период татаро-монгольских нашествий и последующих веков, распада осетинского общества Багаевы утеряли родовые связи с одной из вышеперечисленных старинных фамилий. Восстановить истину в настоящее время представля­ется затруднительным.

Со временем абсолютное большинство осетин, проживавших на юге Осетии, стали писать свои фамилии с русским фамильным окончани­ем -ов/ев, а большинство осетин, проживавших в разных районах бывшей Грузинской ССР, сохранили написание своих фамилий с грузинским окон­чанием -швили.

Некоторые потомки Бага, Джерга и Гамахара из Тиба переселились в с. Урсдон Дигорского ущелья.

В неспокойные времена так называемого «золотоордынского пери­ода» старший рода, Бага, и его братья Джерга и Гамахарсо своими семья­ми переселились с равнины (по преданиям — с территории современного Моздокского района) в горный Цамад Алагирского ущелья. Об этом же в литературной форме писал хорошо знающий историю этого села из­вестный осетинский драматург и писатель Сергей Кайтов: «На окраине с.Цамадсо стороны с. Унал находятся развалины жилищ из камня, мест­ное население называет их «груда камней Багаевых». Тяжелые условия жизни и скудные клочки земли, пригодной для возделывания хлеба и дру­гой сельскохозяйственной продукции, вынудили Багаевых переселиться из с. Цамад в большой Мизур в район Нового села. Об этом свидетельствует житель с. Мизур Боциев Урусхан. Землю рядом со своим участком он на­зывает участком Багаевых».

Новоеместожительство также не устроилоБагаевых, и после долгих раздумий всетри брата переселились в Туалгом. Здесьони обосновались на правом берегу рекиКуата в с. Тиб. Шло время, семьи трехбратьев раз­рослись. Членов каждойсемьи стали называть по отцовскомуимени.

Так,один из Багаевых по имени Тотыр переселилсяв Куртатин- ское ущелье. От него пошлафамилия Тотровых. Позже часть Тотровыхпереселилась в Южную Осетию и обосноваласьв верховьях р. Большая Лиахва.

ВЮжной Осетии Багаевы первоначальнообосновались в с. Кемульта, а оттудапереселились в другие населенные пункты.Из с. Тиб Багаевы перенесли свой дзуар— Батлон, Раньше они поклонялись семидзуарам. Пиво тоже варили в семи котлах,на пирах и торжествах гуляли по семьдней. В Кемультинское ущелье они пришлииз с. Замтарет и расселились в селахКемульта, Сариттата, Елканта, Саграт идр.

Вернемсяв более ранние времена. После переселенияв с. Тиб Бага и его братья Джерга и Гамахарсначала построили жилища и водяныемель­ницы. И лишь затем приступили кстроительству фамильной башни, слу­жившейкак для хозяйственных нужд и жилья, таки для защиты фамилии от нападений извне.До нашего времени от башни сохранилсятолько фун­дамент.

Втораясторожевая башня была построена вАлагирском ущелье в Фардыге, селениифамилии Церековых, потомками БагаеваТотыра (ныне фамилия Тотровых).

Другиебашни в Южной Осетии в с. Сариттатапостроили сыновья Шино — Шита, Жожа,Папуни и Хаши. Каждый из этих братьеввместе со своей семьей построилсобственную сторожевую башню. Каждаяиз ба­шен называлась именем старшегомужчины в семье:
сторожевая башня в с. Тиб (Багаты маесыг);

сторожевая башня в с. Фардыг (Тотраты маесыг);

сторожевая башня в с. Шитат (Шитаты маесыг);

сторожевая башня в с. Сариттата (Жожаты маесыг);

сторожевая башня в с. Сариттата (Папуниты маесыг);

сторожевая башня в с. Сариттата (Хаситы маесыг).

Башнидостигали высоты 7—9 метров. Все онибыли построены для защиты от внешнихврагов, но в мирное время использовалисьи как хозяй­ственные постройки. Внастоящее время остатки башен являютсяобразца­ми строительной культурынаших предков.

Версия

Багаевы жили в Дигорском ущелье не далеко от сел.Кумбулта.на замке »БАГАЙТ».до нашествия храмогоТимура на Кавказ. там их разбили Монголии и отсуда разъехались все Багаевы. Многие пареселились в южние районы России и образовали свои села и деревни. во многих районах по сей день проживают БАГАЕВЫ КОМПАКТНО в селах, Растовской области и на юге России. . . как например ст. Багаевка, и.т.д. другие были вынужденны загнаны в глубину Кавказских го р и рассеялись по всему север.Кавказу.

Дата фамильного праздника (кувд): третье воскресение после вознесения.

Год основания  ?
Основатель Багайт, Бага
Родное село зам Багайт
Ущелье Дигорское ущеле
Диалект Иронский
Религия Христианство Традиционные верования
Первые упоминания  ?
Современное расселение
с.Ногир, Сунжа г. Владикавказ и Южная Осетия

Версия

Багаевы вышли из с.с.с.цьамад, фардыг, тиб, южн. Осетия

Дата фамильного праздника (кувд) — 11.06.2016

Год основания  ?
Основатель Бага-БАГАЙТ. . . . ОЗОРНик
Родное село ТИБ
Ущелье Тибское ущелие
Диалект  ?
Религия Христианство Традиционные верования
Первые упоминания  ?
Современное расселение
 ?

Версия

Произошли от Ос Багатара

Год основания  ?
Основатель Бага
Родное село Сариттат
Ущелье Кударское
Диалект  Иронский Кударский
Религия Православие
Первые упоминания  ?
Современное расселение
 ?