БАЙСОНГУРОВЫ (БАИСОГЪУЫРТÆ). Первыми поселен­цами Уаллагкома считаются фамилии Байсонгуровых, Тобоевых.

Самое раннее письменное упоминание о Байсошуровых содержится в документе «О селе Каражаево и его жителях». Одно из преданий гласит, что Байсонгуровы являются выходцами из Южной Осетии.

Став кровниками, два брата вынуждены были покинуть родные места и переселились на север в район Нузала. Однако это место было так плотно заселено, что им пришлось искать приют в других аулах.

Уалиа,один из братьев, был охотником. Как-то,преследуя оленя, он случайно забрел в местность, где никто еще не жил. Участок этот был вполне пригоден для жилья, так как там были и пастбища, и ровные места для пашни. Вернувшись в Нузал, Уалиауговорил брата пересе­литься на новоеместо. Там у него родились два сына: Байсонгур и Абе. У Байсонгура был сын Агка. От Байсонгура, Абе и Агка произошли фа­милии Байсонгуровых, Абеевых и Агкаевых.

Другое предание о происхождении фамилии Байсонгуровых — «О по­селении дигорцев в Камунте» — привел известный русский этнограф — кавказовед В. Ф. Миллер. В этом предании потомки некоего Оса, бра­тья Хутджер и Дзынга, пришли в Дигорию из Алагирского ущелья. Первый поселился в местности, до сих пор называемой Ирон хадзар или Хутджерта. Дзынга же поселился на склоне горы к юго-западу от совре­менной Камунты. Это место до сих пор носит его имя — с. Дзынга.

Жена Дзынга по имени Альди была в любовной связи с Хутджером. Однажды Дзынга надолго уехал из дома, взяв брата с собой. Альдиже не знала об этом. Не дождавшись своего любовника, она в сильной тоске выпи­ла так много сыворотки (хуырхдон), что лопнула. После ее смерти Дзынга женился второй раз и переселился в местность Зайуат. Вторая жена роди­ла ему сына Бидзга. У Бидзга был сын Уалиа. Сегодня потомки Дзынга носят фамилию Байсонгурта (Байсонгуровы), а потомки Хутджера —Тобойта (Тобоевы).

Имеется еще одна родословная, принципиально отличающаяся от приведенной выше.Согласно этому варианту, Байсонгуровы являются выходцами из Грузии. Когдато они носили фамилию Уалиевых и работали на грузинского алдара, которого убили за то, что он не заплатил им за работу.После этого Уалиевы бежали в Камунту. Там в одной семье родились три сына —Байсонгур, Абе и Агка. Братья дали начало трем фамилиям — Байсонгуровых, Абеевых, Агкаевых.

Фамильные ценности существуют практически в каждой семье, и в каж­дой семье они свои. Например, фамильными ценностями Байсонгуровых являются бусы желаний (цыкурайы фардгуыта), по преданию добытые из пасти змеи. Бусы хранились у самого праведного из фамилии. Последним за ним ухаживал Байсонгуров Сабазгери. По рассказам его младшей до­чери Елмусхан, это было целым ритуалом. Предварительно искупавшись, Сабазгери переодевался в чистую белую одежду и босиком, с чашей молока в руках, заходил в помещение, где находились бусины. Перед тем как достать бусы из коробки,он произносил молитву, затем обмывал их в моло­ке, насухо вытирал куском белой материи и укладывал обратно на чистую белую шерсть от жертвенного животного. После совершения ритуала клал шкатулку на место, и до следующего года больше их никто не трогал.

Бусинок было три. После внезапной смерти Сабазгери бусинки исчезли, но через год их обнаружили в Дур-Дуре в доме Марзакула Байсошурова,недавно переселившегося туда. Как рассказывал сын Марзакула, его мать,будучи молодой невесткой, подметала двор. Внезапно ей стало плохо. К ней поспешили и, приподняв ее, обнаружили на земле бусины. «Наши бу­сины из гор пришли за нами», — воскликнул хозяин дома.

В настоящее время эти бусы находятся вс. Дур-Дур в доме Такана Байсонгурова,и каждый год глава семьи совершает ритуал омовения.