БЯСОВЫ (БИАСТÆ). Практически все генеалогические преда­ния начинаются с преамбулы, объясняющей правомерность связи между каким-нибудь важным историческим лицом либо хорошо известным собы­тием и предками той или иной фамилии. Так, родословная, представленная К. X. Бясовым, начинается со смелого заявления: «Наш предок — пред­ставитель одного из кочевых племен ариев, персов, сарматов, алан, находившихся в степях Причерноморья, Приазовья и Подонья». Наиболее значимые события истории осетин оказываются связанными с предками Бясовых.

Согласно версии Казбека Харитоновича, в числе спасшихся от раз­личных эпидемий и природных катаклизмов, от меча врагов, был и пре­док Бясовых по имени Биркис. Он нашел убежище в пещере Скалистого хребта, в районе урочища Толоска выше селения Ханаз, на высоте около 1500 м. Прошло время. Биркис женился и стал отцом многочисленного семей­ства. Его дети — Биас, Хохо, Дзеда, Цоппо, Тока, Кибир и Тага. С этого времени (примерно с XV в.) ведет свое начало фамилия Биркисовых, жив­ших в с. Ханаз. Старший из братьев, Биас, женился на девушке из дома Сабановых. Биас умер от страшной эпидемии холеры. Вскоре вдова родила сына, на­звала его Муссой. Мальчик воспитывался в доме матери. Еще в раннем возрасте (15 лет) Мусса женился на девушке из фамилии Кардановых. У них родились мальчики: Габо, Тасай, Тайсан, Туйган, Гургок, Шамиль и Сламбек.

Мусса именем отца назвал свою фамилию. По преданию, это произо­шло в с. Ханаз примерно в 1820—1830 гг. Не получив никакого наслед­ства, Мусса так умело вел хозяйство, что смог накопить деньги на покупку земли. По преданию, участок земли стоил столько, сколько на нем могло поместиться овец. Когда загнали овец, остался клочок земли, не занятый животными. Мусса не растерялся, снял с себя бурку и расстелил ее на участке, не занятом овцами. Свои действия он объяснил тем, что бурка сделана из шерсти овец.

Купленный участок не решил его хозяйственных проблем. Он был практически непригоден для заготовки сена, а под пашню совсем не годил­ся. Располагался он на высоте 1500 метров и получил название Хуалласон. В Задалеском районе (Зилди) выше Хуалласона населенных пунктов не было. Позднее в Ханазе возник целый квартал (Бясти синх), застроен­ный комплексом жилых, хозяйственных и оборонительных сооружений. В наши дни от этого комплекса остались лишь груды камней.

Мусса был известным в свое время человеком не только в Ханазе или Задалеске, но и во всем Дигорском ущелье. Не случайно он вошел в список депутатов, «назначенных в Комитет, учрежденный для разборапоземель­ных прав туземцев Осетинского округа». Здесь он сотрудничал с чинов­никами — представителями дигорских феодалов — Георгием Тугановым, Иналуком Кубатиевым, Абисалом Абисаловыми др. Они разбирали за­явления и различные материалы по аграрному и сословному вопросам.

В1872 г. в Сословный комитет поступило прошение, в котором, в частности, говорилось: «Живущие в селении Ханаз происходят от пяти родоначальников — Биркиса, Фадза, Олиса, Хуте и Салага. От них про­изошли настоящие фамилии: Биркисовы, Фадзаевы, Олисаевы, Хутяевы, Салагаевы… Как наши предки, так и все мы, — говорится в прошении да­лее, — живем на собственной нашей земле… Никому подати не платили… Поверенные лица к сему прошению прилагаем именные печати и черниль­ные знаки перстов — Асламбек Гамаонов, Саукудз Гулуев, Мурзабек Хутяев, Мусса Биазов, Налук Олисаев, Сламурза Уруймагов. 8 января

1871г.».