ГОБЕЕВЫ (ГОБЕТÆ). Существуют две версии происхождения фамилии Гобеевых. Согласно первой, они являются выходцами из Грузии, по второй — коренными жителями Дигории.

Сторонников первой версии среди Гобеевых значительно больше. В ре­дакции А. Ф. Гобеева фамилия Гобедзашвили жила в Грузии, в Казбеги.Поселок располагается на северном склоне Большого Кавказского хребта, в45 км от Владикавказа по Военно-Грузинской дороге. Трое братьев из этой фамилии —Иосиф, Лаврентий и Гобе — занимались овцеводством. Осенью они перегоняли свои отары в Киэлярские степи на зимние пастби­ща, а весной — обратно.

Как-то при перегоне овец из Кизляра в Казбеги на них напала банда ингушей. Братья были вооружены и стали отстреливаться, уничтожив при этом немало ингушей. Остатки банды спаслись бегством.

Опасаясь кровной мести, братья покинули Казбеги. Иосиф с семьей уехал в центральную Грузию и поселился в с. Хеби, Лаврентий— в с. Гезе, а Гобе с женой Натальей ушел в Дигорское ущелье через перевал Геби и обосновался там, где в настоящее время находится с. Стур-Дигора. В то время там еще никто не жил. Со временем люди из окрестных аулов стали заселять это место, и вскоре село стало самым крупным в Дигории.

По второй версии, Гобеевы жили в Горной Раче, где носили фамилию Гобедзашвили.

Д.Г. Гобеева-Малиева рассказала фамильное предание, согласно ко­торому жители Дигорского ущелья через перевал Гевон уходили в Грузию за покупками, чаще за солью. Недалеко от перевала находилось грузин­ское село Рехуат. Два брата Гобеевой-Малиевой, Дзага и Марзабек, тоже посещали Рехуат. Чаще ходил Дзага— два-три раза в неделю. Обычно уходили рано утром, прихватив с собой около одного пуда зерна и деньги. После продажи зерна братья делали покупки, затем отдыхали у родствен­ников, а вечером возвращались домой.

Подтверждением второй версии может служить научная работа про­фессора С. И. Микалатия. Он изучал происхождение фамилий в Горной Раче в 1928—1930 гг., о чем была выпущена отдельная книга. В этой книге есть глава,посвященная грузинским фамилиям,выходцам из Осетии.

В частности, о фамилиях Гобедзашвили и Иашвили автор пишет сле­дующее: «Из Дигории в Горную Рачу приехали три брата: Гобеджа, Иа и Хамиджа. В Дигории от рук кого-то из братьев был убит человек, и, боясь кровной мести, они приехали в Грузию. Обратились за помощью к князю Церетели (он будто бы был выходцем из Осетии — Царитов). Князь при­нял их радушно и взял под свою защиту. Гобеджа и Хамиджа были на конях, а средний брат Иа — на осле.
По дороге братья убили лису и подарили ее Церетели. Больше внима­ния князь уделил Иа. Ночью гостей поселили в замке, и самое почетное место там досталось Иа. На второй день князь спросил братьев, что они намерены делать, где хотят обосноваться. Гобеджа выразил желание посе­литься где-нибудь на равнине, Иа захотел жить в том месте, где они убили лисицу. Хамиджа попросил Церетели помирить его с кровниками,чтобы он мог вернуться домой. Церетели выполнил их пожелания. Гобеджа обосновался в местечке, где со временем образовалось с. Гвебк. И основал село, которое и сегодня называется Садмели (там, где убили лису), и дал начало новой фамилии — Иашвили. Хамиджа с помощью князя вернулся в Дигорию и основал там фамилию Хамицаевых. До сих пор эти три фамилии поддерживают род­ственные связи (æрвадæлтæ).

Есть еще одна фамильная легенда, согласно которой из Грузии в дав­ние временна пришли в Дигорию два человека — Гобе и Хамиц. Никто не знает, по какой причине они вынуждены были покинуть свои места.В то время, когда они прибыли в Дигорское ущелье, с. Стур-Дигора не существовало.На том месте был дремучий лес, мелколесье,но жителей не было. Лес был богат дичью. Мужчины обосновались на плоскости Хоргон, над нынешним с. Стур-Дигора. Охотились в лесах на диких зверей, этим и жили. Через лес текла небольшая речка — Караудон. Однажды во время охоты на правом берегу реки они наткнулись на небольшой дом. Он был сложен из белого известкового камня на известковом растворе (стены этого Дома сохранились до наших дней). Удивились находке,дескать, кем и когда построен этот дом, когда в окрестностях никого нет, кроме диких зверей. Зайдя в помещение, они обнаружили посередине место костра, над которым висел на цепи котел (некоторые рассказчики отмечают,что там были еще шампур, кочерга, двузубый крючок для доставания мяса из кот­ла).Осмотрев окрестность, мужчины решили остаться там. Обзавелись семьями, каждый построил для себя новый дом, и они решили поде­лить имущество. Договорились, что цепь и кочерга останутся Гобе, а котел — Хамицу. Судьба котла неизвестна, а цепь Гобе в последующем превратилась в святыню,и Гобеевы стали молиться ей.

Вокруг Гобе и Хамица стали расселяться люди,строить дома, и посте­пенно образовалось с. Стур-Дигора. От Гобе произошла фамилия Гобеевых, от Хамица — Хамицаевых.

Цепь Гобеевых передается от отца к сыну, и каждый год фамилия от­мечает день цепи. Гобеевы варят пиво, приносят в жертву барана, бычка, пекут пироги, молятся. Молитву произносит старший из мужчин. Этот день отмечают перед началом сенокоса. Сама цепь черного цвета, тонень­кая, на обоих концах ее имеются крючки для подвешивания самой цепи и котла. Она хранится в белом мешочке в отдельном сундуке.

В настоящее время цепь находится в г.Владикавказе у Гобеева Матвея Карасевича.