КАЙТМАЗОВЫ (ХЪАЙТМАЗТÆ). Фамилия — это наслед­ственная часть имени,переходящая из поколения в поколение внутри той или иной родственной группы.Фамильное имя Кайтмаз имеет значение «тот, кто не вернется».Скорее всего, это имя использовалось в качестве оберега в значении, прямо противоположном тому, чего ожидали или же­лали родители для сына: возвращаться здоровым и невредимым со всех сражений.Как правило, подобные имена давались в семьях военной знати.

Согласно другой версии, компонент «ман»имеет древнеиранское про­исхождение и переводится на русский язык как«великий». В таком случае имя Кайтмаз означает «тот, кто вернулся великим,прославленным».

Предположительно родоначальником Кайтмазовых был дагестанский князь Кайтмаз, живший во второй половине XVI столетия. По словам Алагина, участника похода воеводы Андрея Хворостинина в Дагестан, в то время дагестанская аристократия имела много хорошо вооруженных Всадников-нукеров.Чем больше была эта «свита», тем больший авторитет в обществе имел князь. У князя Кайтмаза в нагорном Дагестане имелось 30 конных.

В немногих исторических документах содержится информация о неко­ем зарамагце Кайтмазове Бисолтане, из рода которого образовались ветви Джусоевых,Жажиевых, Зигоевых и Качмазовых.

Последние изначально носили родовое имя Туриевы,а праотцом их считается потомок зарамагца Кайтмазова Бисолтана — Тури. Его по­томок Качмаз Туриев дал начало фамилии Качмазовых. Известно, что представители рода Качмазовых (Туриевых) сначала жили в построенном ими селе Кевсельти. Оно располагалось у подножья юго-западного от­рога горы Халацайхох на правом берегу р. Джоджора. Позже Качмазовы(Туриевы) расселились в разных местах:потомки Иссы, Мурту и Цибо переселились в устье Кевсельтком, а Коша Качмазова— в Чистский уз­кий проход.

В числе известных представителей фамилии— Асламурза Бекмурзаевич Кайтмазов(1866—1925), один из первых собирателей осетинского народного творчества. Он опубликовал на русском языке несколько нартских сказаний в «Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа». Занимался также переводом поэтических произведений с рус­ского на осетинский язык, писал стихи для детей.