КАНТЕМИРОВЫ (ХЪАНТЕМЫРАТÆ). Название фамилии восходит к тюркскому Кантемир:хан + темир: «правитель» + «проч­ный», «стойкий»,буквально: «железо»; в итоге — «железный правитель». Наряду с Карабугаевыми и Таймазовыми, Кантемировы относились к царгасатам. Последний термин зафиксирован в «Ведомости осетинской школы (в Моздоке) ученикам» от 23 июля 1768 г.: «Из Дигорского уезда Феофан Черкезицев», изучавший богословие и «российскую науку азбу-ис». В «Ведомости жителей Кизляра,имеющих свои дома и земли», указан царгасат «Тотраз Кантемиров». Специалисты справедливо выводят дан­ный социальный термин из осетинского царгас:«орел». Этот социальный термин обозначал одно из феодальных сословий Западной Осетии.

По редакции генеалогического предания,опубликованного В, Б. Пфаф­фом, Царгас,попав в Дигорию, долго скитался по Стурдигорскому уще­лью. «Мучимый голодом, Царгас однажды в отчаянии лег отдохнуть. В это время пролетел над ним черный орел с горною индейкою (джумар)в когтях и уронил свою добычу к ногам умирающего Царгаса. Поблагодарив Бога за пищу и решив, что это знак свыше,мужчина устроился на этом месте и позже населил Стур-Дигорию выходцами из других аулов». В данном случае фольклорная традиция наделяет орла функциями посланника Бога, спасителя Царгаса и патрона общества.

Определенную информацию о процессе возвышения названных трех фамилий несут генеалогические предания. По некоторым редакциям,родо­начальник стурдигорских владельцев Царгас появился в горах «в феодаль­ное время», когда здесь «алдарствовал Астанов Дзамболат». А. К. Джанаев в этом сюжете склонен видеть отражение реальных исторических со­бытий, относящихся к генезису феодализма в Дигории, когда немалую роль еще играли вожди и родовые старейшины вроде Астанова.

В родословных Царгас предстает братом Шарваша — родоначальника абхазских князей Шервашидзе из рода Чачба. По народным преданиям, представители этого рода становятся правителями Абхазии на рубеже XI— XII вв. Однако в «Летописи Грузии» сообщается об осаде Анакопии вес­ной 1046 г. грузинскими и абхазскими войсками; во главе последних стоял Эристав Шервашидзе. В любом случае возникновение княжеского клана Шервашидзе относится к предмонгольскому периоду.Так как Царгас и Шарваш в преданиях считаются братьями, то появление первого в горной Осетии можно отнести ко времени,предшествовавшему татаро-монголь­скому нашествию. По генеалогическим преданиям дигорских феодалов, Царгас обосновался в Дигории раньше Бадела.

По свидетельству А. М. Шегрена, «дигорцы не имеют князей, однако принадлежат разным господам, которые есть у двух больших фамилий — Баделидзе и Черкесидзе».Последние «уздени или старшины, как их рус­ские называют, мало над народом власти имеют, в услуги употреблять не могут… Дань получают малую, и почесть невелика».

С течением времени от трех основных фамилий царгасатов «отпочко­вались»родственные им фамилии. Так, в прошениях,поданных в Комис­сию по разбору сословно-поземельных прав туземцев Терской и Кубан­ской областей, потомками Царгаса считали себя такие фамилии, как Гата­говы, Комеховы и Дзанкалицевы(Зекеевы). Самые многочисленные сре­ди царгасатов, Карабугаевы, разделились на несколько ветвей: Айтеговых, Бутуевых,Кулиевых, Куцуковых, Сосрановых, Текаевых,Татооновых.

Основой могущества царгасатов являлось пастбище Харес площадью в 3370 десятин. За пользование этими угодьями крестьяне ежегодно до­ставляли феодалу по одному сыру и двухдневный сбор молока с каждо­го двора. Особо платили за выпас крупного рогатого скота и лошадей. За выпас одной лошади — козленка, двух — барана и т.д. О значении Хареса можно судить по количеству пасущегося на нем скота. В 1867 г. на пастбище содержалось 11433 барана, 919 голов крупного рогатого скота, 255 лошадей.

Каждая фамилия царгасатов (в 1864 г. их насчитывалось32 двора, с общей численностью 118 душобоего пола) имела на пастбище свои участ­ки. Границы владений четко обозначались географическими точками:пере­валами, реками, холмами и т. д. По словам самих царгасатов, пастбищем«родственники, царгасатские фамилии,пользовались и пользуемся так: с востокаот Дроу и Ахсаргина до Баркахан — мы,Таймазовы; от Баркахана до Бадады-хох— мы, Карабугаевы, Текаевы, Сосрановыи Кулиевы; от Бадады-хох до Арси-афцаги Ахсан-адага — мы, Кантемировы; и от Арси- афцаг до Стулли-афцаг — мы,Карабугаевы».

Безопасность пасущихся отар овец и табунов лошадей обеспечива­ла надежная охрана вооруженных царгасатов. Для этой же цели исполь­зовались боевые башни Таймазовых и Кантемировых на левом берегу р. Харес. Башня Таймазовых расположена в центре с. Куссу. Сложена из разноразмерных камней на глинистом растворе. Толщина стен — 1,5 м. Длина башни — 7,4 м, ширина — 6,9 м, высота сохранившейся части — 11,0 м. Примерно в 300 м к юго-западу от этой башни расположен масыг Кантемировых. Толщина стены —1,3 м, длина и ширина — 6 м, наиболь­шая высота южной стены — 11,6 м.

К специфической черте характеристики подконтрольных царгасатам аулов, можно отнести христианское исповедание части населения. О сте­пени распространения христианства среди стур дигорцев говорит тот факт, что его исповедовали не только крестьяне, но и сами царгасата, несмотря на тесные связи с мусульманскими владельцами Малой Кабарды. Так, например,Георгий Кантемиров в середине XIX в.окончил Тифлисскую духовную семинарию.В 1875—1879 гг. в Стур-Дигоре возвели новую ка­менную церковь.

Как и большинство феодалов Осетии, царгасата стремились к воинской службе, особенно в элитных частях. Так, кандидатом в Императорский конвой числился Алихан Карабугаев (1877). В списке офицеров россий­ской армии значатся также Леонтий и Алихан Кантемировы.

Леонтий Ясонович Кантемиров (1878—?) — подполковник 154-го пехотного Дербентского полка.Отличился в Русско-турецкой войне,на­гражден Георгиевским крестом IV степени.

Алибек Тузарович Кантемиров (1882—1975) — народный ар­тист России. В 1924 г. создал групповой номер «Алибек — наездники- джигиты».Под его руководством были поставлены сложнейшие конные трюки в кинофильмах.