Инал Дударович Кануков 1879 г.

Инал Дударович Кануков 1879 г.

КАНУКОВЫ (ХЪАНЫХЪУАТÆ) относились к сословию ал­даров (феодалов) Восточной Осетии. В. С. Толстой, опальный офицер из числа «декабристов», в статье«Тагаурцы» рассмотрел генеалогическое предание алдаров. «Сказание об имени тагаурцев гораздо определеннее (чем предание об Ос-Багатаре) и легко объясняется при соображении их прежнего быта и вообще обычаев кавказских горцев.У самых истоков реки Гизель из Черных гор в Даргавском ущелье и поныне существует тагаурская деревня Даргавс;в ней находятся развалины древних башен и замков, по преданию принадлежавших какому-то Тагауру и его сыновьям, которых собственные имена обращены в фамилии их потомков тагаур­цев».

В другой работе В. С. Толстой вновь повторил:«По преданию, тага­урцы происходят из деревни Даргавс, расположенной в вершине р. Гизель. В Даргавсе и поныне стоят развалины древних башен и замков,которые принадлежали сильному и богатому семейству Тагаура, которого имя при­няло его потомство за название рода, собственные имена его сыновей об­ращены в фамилии их потомков».

Из Даргавса происходят четыре из одиннадцати алдарских фамилий: Кануковы, Мамсуровы,Тулатовы и Тхостовы. По убеждению Б. А.Кало­ева, особым влиянием пользовались Кануковы, «владевшие лучшими зе­мельными участками и правами охраны Даргавского ущелья, о чем свиде­тельствует наличие у входа в это ущелье сторожевой башни Кануковых»- Недалеко от нее на горномсклоне на рубеже XVII—XVIII вв. Кануковы основали с. Верхний Кобан, известное своими памятниками бронзового века,вошедшими в историю под названием«Кобанская культура».

Капитан российской армии А. А. Штедер, служивший на Кавказской кордонной линии в должности дивизионного квартирмейстера, в 1781 г. получил задание составить топографическую карту Центрального Кавказа. Выполняя это поручение, Штедер вел дневник,содержащий исключитель­но важные сведения о горских народах,особенно об осетинах. Рассказывая о тагаурцах, капитан отметил важную статью доходов феодалов — сбор пошлин с проезжавших по дороге в Грузию«Упрямый Каншау, старшина Даргавса, —писал Штедер, — требовал мостовой сбор даже с генерала Тотлебена, потому что,как он говорил, даже грузинский архиепископ дол­жен был ему уплачивать;грабил офицеров и курьеров, задерживал кара­ваны и недавно имел в своих когтях доктора Рейнеггса. Этот 80-летний разбойник (владелец Даргавса), несмотря на свою слабость, заставил све­сти себя по каменной лестнице со своего холма и пришел при остановке держать мою лошадь». С точки зрения этнографии весьма примечатель­но последнее обстоятельство, свидетельствующее о желании «старшины Даргавса» подчеркнуть свое уважение к гостю. «Даргавс,— продолжил Штедер, — лежит на правом берегу Кизила. Местечко большое и имеет по большей части каменные жилища, между которыми на северо-восточной стороне поднимается укрепленный замок старшины Каншава. Его пять сыновей держались несколько в стороне во­оруженными на конях из предосторожности и боязни,но по моей просьбе им пришлось приблизиться, чтобы в знак гостеприимства передать саблю и всем вместе увезти обратно старика». Во время поездки на Кавказ в 1807—1808 гг.член Российской акаде­мии наук Ю. Г.Клапрот также побывал в Даргавсе. «На правом берегу Кизила на высокой и крутой горе расположено защищенное башнями селе­ние Даргавс, которое принадлежит трем тагаурским фамилиям: Мамцире-фирт, Сахак и Ханкуате или Эристави-фирт». Трудно судить о том, какая из современных осетинских фамилий скры­вается за «Сахак». Однако несомненно, что под «Мамцире-фирт» имелись в виду Мамсуровы, а под «Ханкуате-фирт» — Кануковы. Не ясно также, Почему последнюю фамилию Ю.Клапрот обозначил и второй формой — «Эристави-фирт». Если она является отчеством, тогда вместе с Ханкуате она должна читаться как «сын Эристава Канукова». Если же она являет­ся социальным термином, обозначавшим династию ксанских и арагвских эриставов,то тогда мы имеем указание на какую-то связь между алдарами Тагаурии Кануковыми и князьями из дома Эриставов, происходивших из аланского знатного рода Сидамонта.

Инал Дударович Кануков (1850—1899) — писатель и просветитель, стоявший у истоков передовой общественной мысли Осетии.Внес зна­чительный вклад в изучение этнографии, истории, культуры осетинского народа, способствовал его сближению с русским народом. В творчестве Канукова нашли отражение некоторые реальные явления в истории осе­тинского народа:изменения, связанные с крестьянской реформой, пере­селение горцев в Турциюи др.

Темирболат(Бола) Дударикоевич Кануков по прозвищу«Казбек — Гора» (1869—1922) — легендарный силач-великан, цирковой борец-про­фессионал начала XX в.