КУДЗИЕВЫ (КУЫДЗИАТÆ). Предки фамилии Кудзиевых вышли из горного Дзуарикау. До сих пор место, где располагались их дома, называют холмом Кудзиевых (Куыдзиаты къуыбыр).Здесь же на­ходилась их фамильная башня. До наших дней сохранилась только лишь нижняя часть сооружения.

Как показывает общее древо куртатинских фамилий, у сына Курта Найфона было пять сыновей: Худзи, Гайто, Фарни, Борси,Хадарц. От них пошли фамилии Худзиевых,Гайтовых, Фарниевых, Борсиевых, Хадарцевых.По преданию, у Найфона был еще один сын— Кудзи. Рас­сматриваемая фамилия носит его имя.

Когда семья разрослась, она разделилась.Хадарцевы поселились в Ацонагта, Худзиевы — в Даллагкау, Кудзиевы остались жить на преж­нем месте.

С ростом числа потомков Кудзи все больше ощущалась нехватка зем­ли, и они начали искать новые места для поселения. Одни переселились в Даргавс и Трусовское ущелье, другие ушли через перевал. По поводу этого газета «Растдзинад» опубликовала статью Кудзиева Арчила«Куыдзиата-Куыдзета». Как пишет Арчил,старшие еще помнят, что их предки являют­ся выходцами из Куртатинского ущелья, а именно из Дзуарикау.

Если из Куртатинского ущелья перейти через Хилакский перевал, на той стороне на склоне можно увидеть поселение Кудзиевых— Купта, где жили только представители данной фамилии. Вокруг села были хорошие пастбища. Называли их «кьуыппытае» —бугры. Зимой и летом здесь пас­лось большое количество скота. Когда жители села стали теснее общаться с южными осетинами, слово «кьуыппытае» сменилось на «кьуптэе».

В XX в. фамилия Кудзиевых из Купта расселилась в разных селах Южной Осетии,а из Дзуарикау — в селах вокруг Терека.

А теперь коротко о тех людях, которые сделали много блага и своей фамилии, и Осетии.

Начнем со знаменитого Дзагола. Он был одним из тех, кого куртатинцы первыми послали к российскому царю. К сожалению, когда посланники возвращались, навстречу им вышли кабардинские князья со своим отрядом и перебили их. Спасся только один юноша — сын Гуриева Ахмета, которо­го отправили в Куртатинское ущелье за подмогой. Тело Дзагола привезли в Дзуарикау и похоронили на сельском кладбище. Его склеп во время во­йны был разрушен.

Молодежь Куртата сложила чудесную песню о героически погибших посланниках.

В свое время ответственными и влиятельнымилюдьми среди Кудзие­вых считались:Алазан, Соза, Гане, Кайсын, Каку, Дочче,Гако, Угалук, Касгюлат, Уаци, Дзамарз,Махамат, Илае, Бимболат, Галау, Барысби.Они являлись стержневыми фигурами,которые объединяли фамилию, возвышая ее достоинство и почет.

И сегодня еще остались фолькорные сюжеты о некоторых из них. Скажем, о силе Гако осталась такая легенда. Говорят, однажды Гако вез цз леса дрова, и, когда добрался до Дзуарикау, его быки отказались идти дальше. Тогда он выпряг их и погнал на выпас, оставив арбу. А утром, по­ленившись идти за быками, сам впрягся в арбу и вместе с дровами дотащил ее до дома.

Дзамарз Кудзиев отличался красноречием. Его всегда приглашали, когда надо было примирять кровников. Касполат и Бимболат Кудзиевы выполняли важную общественную работу: когда жители Дзуарикау пере­селялись на равнину, они устраивали их на новом месте.

Из Кудзиевых на фронт во время ВОВ ушло 135 человек. Из них до­мой вернулись только 73 фронтовика.

На сегодняшний день в Северной Осетии проживает 350 дворов Куд­зиевых, из них 180 — во Владикавказе, 8 — в Алагире, 3 —в Ардоне, 21 — в Беслане, 2 — в Бруте, 1 —в Бекане, 37 — в Змейской, 2 — в Заманкуле,в Красногоре — 1, Михайловском — 9, Мизуре— 1, Мичурино — 2, Нар­те — 1, Ногире —1, Хумалаге — 12, Дзуарикау — 8, Даргавсе— 1, Черме не — 1, Цираде — 1, Эльхотово— 13, Новом Батако — 1, в разных городах России — 10.