САВЛАЕВЫ (САУЛАТÆ). Генеалогическое предание отно­сит происхождение фамилии к XV в., хотя выбор этой даты ничем не мотивирован. Тем не менее Савлаевы убеждены, что в то время в ауле Верхний Мизур жили четыре родных брата: Багра,Саула, Тогуз и Хаси. Занимались скотоводством и земледелием. Однажды они поделили свое имущество и разошлись,образовав четыре фамилии, по разным уще­льям. Баграевы оказались в Дигорском ущелье, Тогузовы и Хасиевы — в Алагирском,Савлаевы частью остались в Верхнем Мизуре, а частью пе­реселились в Дигорию. До сих пор эти фамилии поддерживают родствен­ные отношения.

В начальный период истории Ардона среди его жителей оказался Гоби Савлаев.Вопреки историческим фактам, родословная Савлаевых возник­новение поселения связывает с Дзыбыртом Илаевым и его зятем — Гоби Савлаевым. Как-то, оказавшись в предгорьях Алагирского общества, они«остановили коней в районе старого селения и поделили между собой пу­стующиев то время земли. Дзыбырт, — говорится в генеалогическом пре­дании, — послал гонцов во все села Осетии, чтобы сообщили об образовании рядом с казачьим укреплением селения Ардон».

У детей Гоби — Каурбека (Гауи) и Заурбека(Дабе) — «были боль­шие фруктовы есады». По рассказам старших, «Гауи построил мост через Таргайдон и несколько месяцев на арбе возил землю, создав таким обра­зо мостров. Кроме того, он владел цехом по изготовлению морса, магази­ном и кузницей.

В 1891 г. недалеко от станицы Черноярской возник хутор Савлаевых. На небольшой речке Неволка Сабан Савлаев построил мельницу. Сабан, после крещения Андрей Петрович, был богатым и щедрым человеком.Мощная мельница с большой производительностью выдавала муку трех сортов и корм для скота. Вокруг хутора размещался свое города заповед­ник с разными зверям и иптицами. Бывали случаи, когда Сабан загружал мукой арбу и раздавал ее бедным людям.

В Моздокском районе жил Темыр Савлаев,полковник, участник Русско-турецкой войны, награжденный несколькими орденами,в том числе Георгиевскими крестами. В годы революции принял сторону белых,дружил с Бичераховым. Когда стал очевиден крах сторонников прежнего режима,Савлаев попытался скрыться в Ардоне у Гауи, чтобы затем эми­грировать в Турцию. Однако он был схвачен и расстрелян керменистами.

В Дигорском обществе жил один из известных сказителей нартовского эпоса Дзарах Савлаев. Родился в середине XIX в. в Верхнем Мизуре, рано лишился родителей. Сначала его воспитывала старшая сес­тра в Ардоне, а потом — дядя по матери, Сикоев Бадзи, проживавший в Христиановском.Интерес к народным песням и сказаниям у Дзараха зародился еще в раннем детстве.После того как он ослеп, родные поза­ботились о нем. Мальчик прошел специальную подготовку у известных в то время сказителей и исполнителей песен, сопровождавших свое испол­нение игрой на скрипке. Своими учителями Дзарах называл Баде Гобеева из Стур-Дигоры,Сослана Лолаева из Урсдона.

Не останавливаясь на до­стигнутом, он продолжил учебу у народного певца Бибо Томаева, которому в то время было около 100 лет. Труды слепого сказителя принеслиему за­ служенноепризнание как талантливого народного барда и знатока нартовского эпоса. К Дзараху посыпались многочисленные заказы и просьбы. Настроив скрипку, он напевал хвалебные оды об удалом Анзоре Анзорове или о героях-нартах. Кое-что из его творчества удалось записать. В 1909, 1910 и 1916 гг. Т. А. Дзагуров записал 30 памятников устного творчества, в том числе 12 нартовских сказаний. Еще раньше,в 1894 г., М. 3. Туганов записал от Дзараха уникальное произведение — песню«Задалески нана» о разгроме равнинных алан Тимуром в конце XIV в.