ТЕДЕЕВЫ (ТЕДЕТÆ). Корни фамилии берут начало в Туалгоме, в частности в Тибе, состоявшем из нескольких отселков — Верхний Тиб, Уелта, Боцита, Уанта, Тимцна.

В Уелта выделим галуан (замковый комплекс,состоящий из боевой и жилой башен, а также разного рода хозяйственных построек), две бо­евые башни Тедеевых разной степени сохранности, ганахи Тедеевых и Кадзовых.

В начале XVIII в. царевич Вахушти справедливо писал о Тибе как о «селе большом,башенном». О большой плотности населения в данном ауле свидетельствуют и письменные источники. В 1783 г. во всех мамисонских селах насчитывалось 1304 двора, из них в Тибе находилось 210.

По записанному в XIX в. преданию, первыми поселенцами Тиба счи­таются Кучиевы,еще в XVI в. перешедшие сюда из Верхнего Мизура. Согласно устной традиции, за Кучиевыми в Тиб пришли Боциевы,состав­лявшие наибольшее количество дворов и имевшие четыре родовые башни,среди которых особенно выделялась наиболее древняя семиярусная башня. В Тибе жили также Тедеевы и другие фамилии.

10 января 1872 г. в Комиссию по разбору прав горцев Терской и Кубанской областей поступило другое заявление — от жителей с. Тиб Лека и Гулиа Козаевых, Георгия и Малхаза Кучиевых, Петра Тедеева. Они утверждали,что «родоначальником всех выше названных фамилий был Кусагон, сын Оси-Багатара;таковые потомки Оси-Багатара — Козаевы,Кучиевы и Тедеевы жили и поныне живут в Мамисонском ущелье в селе­нии Тиб;они, как потомки Оси-Багатара, были почитаемы всеми окружа­ющими обществами.Кровная цена этих фамилий устанавливалась вдвой­не». В соседних обществах,говорится в заявлении далее, «ловили мы… лучших лиц, когда они не ладили с нами в чем-нибудь и за дорогую цену продавали таковых пойманных лиц обратно своим». В трудные времена соседние владельцы и цари Грузии обращались к мамисонцам за военной помощью. «Предки наши имели много разных документов от царей Грузии и Имеретии, как то: Александра,сына Бакара, Ираклия и Соломона, та­ковые подлинные документы хранились у лучших лиц наших фамилий; с этими документами мы могли соперничать и с действительными дворя­нами осетин».

По другой версии, Теде, младщий брат Кайтука,первоначально жил в с. Ход Садонского ущелья. Отделившись от старшего брата, он пере­селился в отселок Уелта с. Тиб Мамисонского ущелья.Прошло время, потомки Теде стали многочисленными. Из-за нехватки земли часть их расселилась. Одни ушли в с.Калак, другие — в Джавское ущелье, на юж­ный склон Главного Кавказского хребта, где основали аул Корсеу. Спустя некоторое время Тедеевы и здесь стали испытывать острый недостаток земли.Поэтому одна группа из них переселилась в Кемультское ущелье и основала там два аула: Котанто и Эрцо. Позднее потомки одного из пере­селившихся в Кемультское ущелье Тедеевых, Бязыра, «отпочковались»и стали называть себя Бязровыми.

Относительно недавно в печати появилась версия о происхождении фа­милии Кайтуковых.Согласно этой версии, ее родоначальник Кайтук до прихода в Алагирское ущелье и основания там с. Ход вместе с братьями Теде и Каныматом жил в предгорье Центрального Кавказа. В сражении с полчищами Тимура младший из братьев погиб. Двое других, отомстив за кровь брата, ушли в Дигорское ущелье, откуда через Кионский перевал перешли в Алагирское общество. Этнографы полагают,что имя Кайтук явно кабардинское, возможно, восходит к распространенной кабардинской княжеской фамилии Кайтукиных (XVI—XVII вв.); «имена Теде, ставше­го родоначальником фамилии Тедеевых, ныне многочисленных в Северной и Южной Осетии, и погибшего Канымата можно считать аланскими» (Б.А. Калоев).

Уже из Тиба Тедеевы впоследствии мигрировали в разные места Осе­тии — Уаллагком,Южную Осетию и т. д. Так, например,существует пре­дание о возникновении с. Хетагурово в равнинной части Южной Осетии. До 1939 г. оно называлось Цунар —сокращенный вариант от Цус Нар (Малый Нар). Хотя точная дата и условия основания села точно не извест­ны, установлено,что его первыми жителями являлись выходцы из Северной Осетии, в числе коих названы и Тедеевы. Здесь же отметим, что Тедеевы относились к одной из самых многочисленных фамилий Южной Осетии,по меньшей мере, в бассейне Большой Лиахвы. Только в Джавской кот­ловине к родственной группе Тедета относились потомки:

Ота,Кайсина, Тама, Мирмана, Парса, Кима и Кола.

Немало представителей Тедеевых сражались под российскими знаме­нами.Одним из первых членов фамилии, отмеченных военными награда­ми, являлся «охотник осетинской милиции Бега Тедеев», которому еще в 1851 г. была пожалована серебряная медаль с надписью «За храбрость».

Пользу обществу Тедеевы приносили и в сугубо мирных делах. Так, прекрасным автороми исполнителем народных песен являлся Данел Те­деев.

В 1906 г. в Тифлисе было создано Юго-Осетинское издательское об­щество. Его организаторами являлись П. Джиоев, П. Тедеев, Б. Кочиев.Юго-Осетинское издательство содействовало выпуску газеты «Ног цард» и журнала «Афсир».

Эльбрус Сосланович Тедеев (1974 г. р.) — Олимпийский чемпион (2004) по вольной борьбе, трехкратный чемпион мира (1995,1999, 2002), двукратный чемпион Европы.

Джамбулат Ильич Тедеев (1968 г. р.) — мастер спорта международного класса по вольной борьбе,чемпион Европы (1993), чемпион СССР (1990),главный тренер сборной России.

ВЕРСИЯ

Во времена правлении в горах Осетии, в Верхнем Тибе ( правлении алдаров) произошли праздновании детей алдара, в знак победы на скачках как обычно предполагалось рука дочери алдара, где участвовали знатные сыновья алдарских осетинских фамилии. Так вот в этих скачках победил парень по имени ТЕДО и вопреки этому алдарские сыновья и их друзья попытались его убить, Однако ТЕДО был на столько физический силен что он сам их убил их было пять человек, ну и видимо Тедо тоже кто то из братьев или друзей помогал и в результате этого инцидента, отец сказал, чтобы ТЕДО и его средний брат нашли другое место жительство и покинули Верхний Тиб и не подвергали двух младших братьев опасности и тогда они перешли ночью горы и оказались в Южной Осетии. Вот эту историю, я слышал из уст одного старца фамилии Тедеевых………

 

Год основания 1800 г г.
Основатель ЖИБО
Родное село КОРНЕВИ Южная Осетия
Ущелье Джава
Диалект Кударский
Религия Христианство Традиционные верования
Первые упоминания  ?
Современное расселение
?