ХАНАЕВЫ (ХАНАТÆ) Фамилия (согласно утверждению Б. А. Калоева,именно сама фамилия, а не ее носители)— тюркского про­исхождения, восходит к хан:«правитель». В данном случае свидетельства родословной расходятся с данными лингвистики. Во всяком случае, в пре­дании,записанном около полувека назад Б. А.Калоевым со слов 70-лет­него Казбека Ханаева, отсутствует имя родоначальника фамилии — Хан. Из этого, как полагает Б. А. Калоев, следует, что Ханаевы пришли в Закинское ущелье не ранее конца XVII— начала XVIII в.

Из 64 дворов Ханаевых в Северной Осетии 4 находились в закинском селении Коркорау Трусовского перевала. По устной традиции, Ханой, Бицо, Маза, Черчес,Гагкой, Зарахох были родными братьямии относи­лись к колену Сидамоновых.Жили они в ауле Цамад Алагирского ущелья.От них пошли самостоятельные фамилии,браки между которыми до сих пор запрещены.

Закинские Ханаевы своим предком считают Айтега— выходца из Цамада, основавшего в Закинском ущелье аул Коркора. Население этих мест было прочно связано с жителями Тырсыгома. Дорога к соседям шла через одноименный перевал — Трусовский.Рукский перевал соединял закинцев с Южной Осетией и далее — с Грузией. Еще одна дорога вела из Зарамага в Рук. По сравнению с другими аулами Туальского ущелья, у закинцев было больше скота,так как у них было много пастбищ и сенокосных угодий. Отметим и источники минеральной воды. Но с другой стороны,закинцы испытывали недостаток в пашнях и лесе.

В целом, Айтег нашел для потомков хорошее место. Сын его, Асланбек, обладал, видимо,даром ясновидения. Во всяком случае, в народе о нем сохранилась память как о предсказателе различных событий.Благодаря своим способностям он разъезжал по всему Кавказу. Сын Асланбека, Исмел,прожил более 100 лет и умер в 1939 г. Исмел участвовал в Русско- турецкой войне(1877—1878), был награжден двумя Георгиевскими кре­стами и именной саблей. Вместе с тем он приобрел большую известность как тархон лаг — медиатор. Тархон лагами становились лишь авторитет­ные,красноречивые, умные, хорошо знавшие адаты и традиции своего на­рода мужчины. Исмел не раз примирял самых упрямых кровников, годами истреблявших друг друга. Его приглашали на самые сложные процессы примирения кровников даже из удаленных мест, и его голос всегда оказы­вался решающим. Решение Исмела, скрепленное его личной печатью(из слоновой кости с инициалами), подлежало обязательному исполнению.