В начале XVI в. в Мизуре жили пе­реселившиеся из соседних обществ потомки нескольких легендарных осно­вателей древних осетинских родов — Царазона, Цахила,Сидамона. К по­томкам Цахила, например, причисляли себя Бутаевы, Хацаевы, Сокиевы. Давность поселения их в Мизуре определяется, по словам семидесяти лет­него Михела Бутаева из с. Быз, восемью поколениями.

Все они считались родственными фамилиями,потомками Цахила, и между ними запрещались браки. В первой половине XIX в. перемена ме­ста жительства среди горских народов по разным причинам была обычным явлением. Так и некоторые Хацаевы переселились из Мизура в Донифарс.Неизвестно, сколько они там прожили,но, по словам старожила Давида Царикаева,оттуда Хацаевы в поисках земли отправились на равнину.

Братья Мальджи, Устур-Баба и Заурбек Хацаевы по разному рас­порядились своей жизнью. Мальджи и его сыновья: Асланико,Гуаццу и Али — поселились в с. Кабаново.Устур-Баба с сыном Филиппом нашли себе пристанище в Моздоке. Заурбек переселился из Донифарса в Балкарию, потом вернулся к брату в Кабаново.

Фамилия Хацаевых бедна наследниками — мальчиками,но богата девочками. В течение полутора веков количество семей рода не увеличи­лось, в то время как племянников много и в Кабардино-Балкарии, и в Осе­тии:Кокожевы, Безроковы, Вороковы, Кагермезовы,Абреговы, Кабалоевы,Кумеховы, Кокоевы, Дзагуровы, Каировы,Тотоевы, Хортиевы, Марзоевы, Караевы,Кардановы, Габачиевы, Хачировы.

Мусса Хацаев однажды рассказал: «Раньше наши отцы часто со­бирались вечерами у старейшины рода. Я мальчишкой любил слушать их рассказы. Помню рассказ о предках Хацаевых. Якобы дети мужского пола рождались, но не выживали. Поэтому при появлении очередного мальчика его сразу назвали Сауху — «черная свинья»,потому что, по бытующему поверью, при подобных случаях мальчикам давали презренные имена, и тогда они выживали.И правда, Сауху выжил. Однако род Хацаевых преследовала другая беда. Дети рождались у них, но мальчиков только по одному в каждой семье. Так, у прадеда моего деда Марзабека — только Сауху, у него один сын — Марзабек, у Марзабека — Заурбек, у Заурбе­ка — Сосланбек. У Сосланбека было двое сыновей, но старший, Борис,погиб на войне в 1943 г., не оставив наследника. Остался я один, у меня один сын — Рамазан. Мой отец Сосланбек, —продолжал Мусса, — рано потерял отца,а когда повзрослел, в 1912 г. с группой односельчан выехал на заработки в Америку. Вернулся домой с хорошим капиталом. Построил дом, купил корову,пару лошадей в упряжке с бричкой, потом женился. А в 1930 г. при сплошной коллективизации села сдал в колхоз 14 голов крупного рогатого скота, пароконную бричку со сбруей, плуг и 9 голов ло­шадей. Из них одного жеребца 3-х лет руководство республики подарило легендарному полководцу Красной армии С. М. Буденному».

Олег Солтанбекович Хацаев (1963 г. р.) — директор регионального межвузовского центра международных образовательных программ,испол­нительный директор международной кафедры ЮНЕСКО (1996), предсе­датель Комитета по науке, образованию, культуре и информационной поли­тике Парламента Северной Осетии (2003), первый заместитель председа­теля Правительства РСО—А(2004), ректор СОГУ им. К. Л. Хетагуро­ва (2006). Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.В настоящее время Олег Солтанбекович-член Совета Федерации.