ЦОРАЕВЫ (ЦОРÆТÆ). Основателем рода Цораевых было реальное лицо по имени Цора. Его потомки в третьем колене переселились из горного селения Джимара в равнинный Какадур и создали здесь две большие усадьбы. В нижней жили Гыбыл Бжоевич и его сыновья: Дзамболат,Темболат, Темыр, Джеорджи. В верхней —Усылыко и его дети: Газыбе, Агубе, Бесагур,Асламурза, Асланбек и Геор.
Из сыновей Гыбыла наибольшей известностью пользовался Темболат. Он был довольно грамотным человеком, побывал во многих странах, в том числе и в Америке. Будучи старостой села (хъаеуы хицау), сделал много добрых дел: добился от властей закрепления за селом пахотных земель,сенокосных угодий, выпасов для скота.Под его руководством шло планирование улиц, строительство дорог, мостов,мельниц и т. д. Темболата знали и любили во всей Осетии. Трудно сказать, сколько раз он выступал в роли третейского судьи при решении спорных вопросов между селами, отдельными фамилиями и семьями. Без его участия не проходило ни одно примирение кровников. Умер в глубокой старости во Владикавказе.
В числе первых членов фамилии, получивших широкую известность, — Василий Цораев,учитель Тифлисской духовной семинарии.Вместе с Аксо Колиевым он первым из осетин окончил названную семинарию.Василий к тому же продолжил обучение в академии. В 1862 г. он перевел на осетинский язык «Осетинский букварь» архимандрита Иосифа, «Последования святого Крещения и Миропомазания» и «Соборные послания святых апостолов Иакова, Петра, Иоанна Богослова и Иуды». В 1864 г. Цораев вместе с протоиереем Колиевым, священниками Сухиевым, Аладжиковым, Жускаевым, Цаликовым исправил вышедший ранее в Тифлисе перевод Евангелия. В 1868 г. в Санкт-Петербурге под эгидой Академии наук Шифнером были изданы первые тексты «народной поэзии осетин», записанные Д. Чонкадзе и В. Цораевым.
Рассказ о Цораевых закончим сюжетом о Мылыхо Цымурзаевиче (1910-1977). Он и его отец, один из основателей селения Фарн, хорошо известны читателям старшего поколения. В 30-х годах Мылыхо в родном селе возглавлял комсомольско-молодежную бригаду, прославившуюся сбором больших по тем временам урожаев: 55 центнеров кукурузы и 195 картофеля с одного гектара. В заочном соревновании молодежных бригад Северного Кавказа,а затем и всего СССР, его комсомольский коллектив занял 1-е место.
В 1934 г. на 10-летие автономии Северную Осетию посетил Всесоюзный староста М. И. Калинин. Побывал он и в Фарне, колхозники которого начислили ему один трудовой день. Его материальное выражение вместе с подарками в январе 1935 г. М. И. Калинину в Москве вручила делегация фарновцев — Ислам Губиев, Цымурза Цораев, Хару Цахилов и Оменка Дауева. В 1935 г. Мылыхо возглавил бригаду в колхозе им. Белоцкого в Красногоре, и, как 22 июля сообщала газета «Пролетарий Осетии», облисполкомом и обкомом ВКП (б) был премирован скакуном как лучший бригадир полеводческих бригад Северной Осетии. Одним из первых в республике М. Цораев получил высокую правительственную награду — орден Трудового Красного Знамени, дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР (первого и второго созывов).
Яркая, одаренная от природы личность, Мылыхо отличился не только на колхозных полях. Он был ворошиловским стрелком, инструктором школы джигитовки, прыгал с парашютом, принял участие в первом массовом восхождении молодых советских альпинистов на вершину Казбека. Мылыхо отличался трудолюбием, организаторскими способностями, бескорыстностью, жаждой познать новое, стремлением помочь людям в любой ситуации, даже рискуя своим положением.Приведу лишь один малоизвестный пример. Когда по чьему-то навету был репрессирован отец будущего капитана атомохода «Ленин» Юрия Кучиева, от семьи отвернулись многие друзья и родственники. Мылыхо,несмотря на опасность самому попасть «в жернова» за содействие «врагам народа», всячески помогал опальной семье. Не случайно впоследствии Юрий Кучиев отозвался трогательными словами на известие о смерти Мылыхо: «Потрясен вестью о кончине дорого старшего друга Мылыхо, преподавшего мне на заре юности урок великого гуманизма, несокрушимого гражданского мужества». Мужество Мылыхо помогло вернуть доброе имя Коста Хетагурова. Это эпизод из его жизни и культурной жизни нашей республики практически никому не известен, поэтому остановимся на нем подробнее.
Сейчас мало кто знает, что благодаря усилиям именно М. Цораева богатое наследие поэта вновь стало достоянием народа. Дело в том, что в 1938 г. по инициативе группы писателей Северной Осетии, по согласованию с Северо-Осетинским обкомом ВКП(б) и правлением Союза писателей СССР, руководство страны отнесло Коста к «буржуазным националистам», творчество которых «пронизано религиозными настроениями». На основании этого было принято решение об изъятии его произведений из литературного фонда.
Однако здоровые силы Осетии сразу же начали борьбу за реабилитацию имени основоположника осетинской литературы. Уже в октябре того же года старейшины Южной Осетии избрали делегацию из двух человек — Цховребова и Плиева — и направили их к депутату Верховного Совета СССР М. Ц. Цораеву. Он в то время являлся слушателем Академии сельского хозяйства им. Тимирязева и находился в Москве. 20 дней Цховребов и Плиев провели в маленькой комнатке общежития академии. Помимо них, в инициативную группу вошли видный писатель-революционер Дзахо Гатуев и постоянный представитель от Северной Осетии при ВЦИК Давид Зангиев. Решения принимали вместе, а реализовывал их Мылыхо, используя авторитет народного избранника и орденоносца. После обращения к А. А. Жданову, секретарю ЦК по идеологии, дело сдвинулось.
22 ноября 1938 г. «Известия» опубликовали статью депутата М. Цораева «Великий сын осетинского народа». В ней Коста изображен как последователь идей Чернышевского и Добролюбова, блестящий публицист и художник-живописец, талантливый поэт, основоположник осетинской литературы и литературного языка, много сил отдавший просвещению своего народа. Приведя краткий очерк жизни и творчества К. Л. Хетагурова,Мылыхо напомнил, что в октябре следующего года исполняется 80 лет со дня рождения поэта и «уже теперь следует начать серьезную подготовку к этому юбилею». «Можно только поражаться, — продолжал он далее, — как это до сих пор произведения Коста не переведены на русский язык… руководитель сектора национальной литературы Детиздата Хакимов договорился до того, что революционные стихи Коста объявил «любовной лирикой незначительного художественного достоинства… Наши лучшие поэты должны теперь же приступить к работе, чтобы обеспечить к юбилею выскохудожественные переводы произведений Коста на русский язык и языки народов братских республик».
Статья оказалась знаковой и на 180 градусов переменила отношение официальных структур к Коста. 9 декабря 1938 г. статью перепечатали газеты «Социалистическая Осетия» и «Коммунист» (Сталинир), была она напечатана и в журнале «Фидиуаег».
После выхода статьи состоялись переговоры А. А. Жданова с председателем Совета Министров СО АССР К. Д. Куловым. Кубади Дмитриевич занимал однозначно определенную позицию в данном вопросе и поддержал идею восстановления доброго имени поэта. В результате по поручению ЦК ВКП(6)была создана правительственная комиссия во главе с председателем Союза писателей СССР А. Фадеевым по проведению 80-летнего юбилея Коста Хетагурова на родине поэта-в ауле Нар Северной Осетии. В состав комиссии входил и М. Цораев.
Так М. Ц. Цораев внес свою лепту в восстановление доброго имени народного поэта Осетии и популяризацию его творчества среди народов СССР. И это лишь одно благое дело человека, оставившего заметный след в истории своей фамилии и нашей республики.