ЦОРАЕВЫ (ЦОРÆТÆ). Основателем рода Цораевых было ре­альное лицо по имени Цора. Его потомки в третьем колене переселились из горного селения Джимара в равнинный Какадур и создали здесь две боль­шие усадьбы. В нижней жили Гыбыл Бжоевич и его сыновья: Дзамболат,Темболат, Темыр, Джеорджи. В верхней —Усылыко и его дети: Газыбе, Агубе, Бесагур,Асламурза, Асланбек и Геор.

Из сыновей Гыбыла наибольшей известностью пользовался Темболат. Он был довольно грамотным человеком, побывал во многих странах, в том числе и в Америке. Будучи старостой села (хъаеуы хицау), сделал много добрых дел: добился от властей закрепления за селом пахотных земель,сенокосных угодий, выпасов для скота.Под его руководством шло пла­нирование улиц, строительство дорог, мостов,мельниц и т. д. Темболата знали и любили во всей Осетии. Трудно сказать, сколько раз он выступал в роли третейского судьи при решении спорных вопросов между селами, отдельными фамилиями и семьями. Без его участия не проходило ни одно примирение кровников. Умер в глубокой старости во Владикавказе.

В числе первых членов фамилии, получивших широкую известность, — Василий Цораев,учитель Тифлисской духовной семинарии.Вместе с Аксо Колиевым он первым из осетин окончил названную семинарию.Василий к тому же продолжил обучение в академии. В 1862 г. он перевел на осетинский язык «Осетинский букварь» архимандрита Иосифа, «По­следования святого Крещения и Миропомазания» и «Соборные послания святых апостолов Иакова, Петра, Иоанна Богослова и Иуды». В 1864 г. Цораев вместе с протоиереем Колиевым, священниками Сухиевым, Аладжиковым, Жускаевым, Цаликовым исправил вышедший ранее в Тифлисе перевод Евангелия. В 1868 г. в Санкт-Петербурге под эгидой Академии наук Шифнером были изданы первые тексты «народной поэзии осетин», записанные Д. Чонкадзе и В. Цораевым.

Рассказ о Цораевых закончим сюжетом о Мылыхо Цымурзаевиче (1910-1977). Он и его отец, один из основателей селения Фарн, хоро­шо известны читателям старшего поколения. В 30-х годах Мылыхо в род­ном селе возглавлял комсомольско-молодежную бригаду, прославившую­ся сбором больших по тем временам урожаев: 55 центнеров кукурузы и 195 картофеля с одного гектара. В заочном соревновании молодежных бри­гад Северного Кавказа,а затем и всего СССР, его комсомольский коллек­тив занял 1-е место.

В 1934 г. на 10-летие автономии Северную Осетию посетил Всесоюз­ный староста М. И. Калинин. Побывал он и в Фарне, колхозники которо­го начислили ему один трудовой день. Его материальное выражение вместе с подарками в январе 1935 г. М. И. Калинину в Москве вручила делегация фарновцев — Ислам Губиев, Цымурза Цораев, Хару Цахилов и Оменка Дауева. В 1935 г. Мылыхо возглавил бригаду в колхозе им. Белоцкого в Красногоре, и, как 22 июля сообщала газета «Пролетарий Осетии», облиспол­комом и обкомом ВКП (б) был премирован скакуном как лучший бригадир полеводческих бригад Северной Осетии. Одним из первых в республике М. Цораев получил высокую правительственную награду — орден Трудо­вого Красного Знамени, дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР (первого и второго созывов).

Яркая, одаренная от природы личность, Мылыхо отличился не толь­ко на колхозных полях. Он был ворошиловским стрелком, инструктором школы джигитовки, прыгал с парашютом, принял участие в первом мас­совом восхождении молодых советских альпинистов на вершину Казбе­ка. Мылыхо отличался трудолюбием, организаторскими способностями, бескорыстностью, жаждой познать новое, стремлением помочь людям в любой ситуации, даже рискуя своим положением.Приведу лишь один малоизвестный пример. Когда по чьему-то навету был репрессирован отец будущего капитана атомохода «Ленин» Юрия Кучиева, от семьи отвер­нулись многие друзья и родственники. Мылыхо,несмотря на опасность самому попасть «в жернова» за содействие «врагам народа», всячески по­могал опальной семье. Не случайно впоследствии Юрий Кучиев отозвался трогательными словами на известие о смерти Мылыхо: «Потрясен вестью о кончине дорого старшего друга Мылыхо, преподавшего мне на заре юно­сти урок великого гуманизма, несокрушимого гражданского мужества». Мужество Мылыхо помогло вернуть доброе имя Коста Хетагурова. Это эпизод из его жизни и культурной жизни нашей республики практически никому не известен, поэтому остановимся на нем подробнее.

Сейчас мало кто знает, что благодаря усилиям именно М. Цораева богатое наследие поэта вновь стало достоянием народа. Дело в том, что в 1938 г. по инициативе группы писателей Северной Осетии, по согласо­ванию с Северо-Осетинским обкомом ВКП(б) и правлением Союза писа­телей СССР, руководство страны отнесло Коста к «буржуазным нацио­налистам», творчество которых «пронизано религиозными настроениями». На основании этого было принято решение об изъятии его произведений из литературного фонда.

Однако здоровые силы Осетии сразу же начали борьбу за реабилита­цию имени основоположника осетинской литературы. Уже в октябре того же года старейшины Южной Осетии избрали делегацию из двух чело­век — Цховребова и Плиева — и направили их к депутату Верховного Совета СССР М. Ц. Цораеву. Он в то время являлся слушателем Акаде­мии сельского хозяйства им. Тимирязева и находился в Москве. 20 дней Цховребов и Плиев провели в маленькой комнатке общежития академии. Помимо них, в инициативную группу вошли видный писатель-революци­онер Дзахо Гатуев и постоянный представитель от Северной Осетии при ВЦИК Давид Зангиев. Решения принимали вместе, а реализовывал их Мылыхо, используя авторитет народного избранника и орденоносца. По­сле обращения к А. А. Жданову, секретарю ЦК по идеологии, дело сдви­нулось.

22 ноября 1938 г. «Известия» опубликовали статью депутата М. Цораева «Великий сын осетинского народа». В ней Коста изображен как по­следователь идей Чернышевского и Добролюбова, блестящий публицист и художник-живописец, талантливый поэт, основоположник осетинской литературы и литературного языка, много сил отдавший просвещению сво­его народа. Приведя краткий очерк жизни и творчества К. Л. Хетагурова,Мылыхо напомнил, что в октябре следующего года исполняется 80 лет со дня рождения поэта и «уже теперь следует начать серьезную подготовку к этому юбилею». «Можно только поражаться, — продолжал он далее, — как это до сих пор произведения Коста не переведены на русский язык… руководитель сектора национальной литературы Детиздата Хакимов до­говорился до того, что революционные стихи Коста объявил «любовной лирикой незначительного художественного достоинства… Наши лучшие поэты должны теперь же приступить к работе, чтобы обеспечить к юбилею выскохудожественные переводы произведений Коста на русский язык и языки народов братских республик».

Статья оказалась знаковой и на 180 градусов переменила отношение официальных структур к Коста. 9 декабря 1938 г. статью перепечатали газеты «Социалистическая Осетия» и «Коммунист» (Сталинир), была она напечатана и в журнале «Фидиуаег».

После выхода статьи состоялись переговоры А. А. Жданова с пред­седателем Совета Министров СО АССР К. Д. Куловым. Кубади Дми­триевич занимал однозначно определенную позицию в данном вопросе и поддержал идею восстановления доброго имени поэта. В результате по поручению ЦК ВКП(6)была создана правительственная комиссия во главе с председателем Союза писателей СССР А. Фадеевым по проведению 80-летнего юбилея Коста Хетагурова на родине поэта-в ауле Нар Се­верной Осетии. В состав комиссии входил и М. Цораев.

Так М. Ц. Цораев внес свою лепту в восстановление доброго имени народного поэта Осетии и популяризацию его творчества среди народов СССР. И это лишь одно благое дело человека, оставившего заметный след в истории своей фамилии и нашей республики.