Шанаевы

 Шанаевы ШАНАЕВЫ (ШАНАТÆ). Ранние периоды истории этой фа­милии отражены в различных преданиях. Еще до революции в фольклоре осетин исследователи выделяли два варианта. Так, В. Б. Пфафф писал: «Предания о происхождении тагаурцев и куртатинцев ходят в народе в не­скольких различных редакциях,из которых одни — с аристократическим направлением, а другие — с демократическим,так как в предании этом за­тронуты сословные интересы».

По одной из аристократических редакций этого предания, «армянский князь Тага бежал из Армении на Кавказ с одним курдом, от которого как будто произошли куртатинцы. Они поселились сначала в ауле Ксурт Валагирского общества, где выстроили себе галуан, т. е. укрепленный дом с башнею и бойницами. Развалины этого дома сохранились до сих пор. Потом Тагаур с тремя сыновьями и, вероятно,со своим курдом посе­лился в ауле Даргавс. Имена сыновей его были: Камбий,Тотик и Загаг. От Камбия родился Знаур,от Знаура, равно как от Тотика, народилось огромное поколение, которое образовало сословие, или колено тагаурцев, которые до сих пор считают себя благороднейшими между осетинами.

Впоследствии потомство Камбия поссорилось с потомством Тотика, и пошла между ними жестокая резня, в которой на стороне Камбия уча­ствовали и куртатинцы.

Сыновья и внуки Тотика почти все были истреблены,один толь­ко Тотик спасся бегством в свою башню. Здесь во время осады родился у него сын по имени Шана. При помощи некоего Хуциста, Шана отвез­ли в Кабарду, где он и вырос. Узнав о своем происхождении, он поехал в Даргавс,чтобы отомстить за кровь отца и родственников сначала тагаурцам, а потом куртатинцам. Шана поселился навсегда в ауле Кани, где потомство его живет поныне».

В Тагаурском обществе кроме Шанаевых было еще несколько алдарских фамилий.Каждая из них рассказывала свою версию происшествия, отдавая приоритет своим предкам. «Быть может,в каждом из этих рас­сказов есть некоторая доля правды».

Как и в любой другой родословной, в приведенной версии реальные факты переплетены с вымыслом. Поэтому имеются трудности с выявлени­ем рациональных зерен точной информации.

По воспоминаниям Жалдуж Томаевой, урожденной Шанаевой, в с. Кани жить осталась она одна.

Переселенцы в 1830 г. основали село Шанаево. Позднее село перенес­ли к востоку от старого места и дали ему новое название — Брут.

Равнинные Шанаевы не теряли связь и с теми, кто еще оставался в горах. А остались там в основном больные и немощные старики,такие как, например, Тотык. Все хозяйство держалось на плечах его сына Джанхота(1800 г. р.), а у сына Джанхота, рожденного в 1830 г., было восемь сыновей. Кроме того,от его умершего (или погибшего) брата Тахо остались два сына — Эльзаруко и Эдык. Остался в горах Иналдуко Бесланович,внук Корнака, с двумя малолетними сыновьями — Увызыко и Тего. Оставшиеся продолжали вести общинный образ жизни и по разным причинам не думали переезжать на равнину вплоть до 1865 г.

Среди Шанаевых, ставших крупными, наиболее известными фигурами в деле развития формирующейся национальной осетинской культуры, мож­но выделить представителей четырех веток фамилий. Это потомки Солтаназа (Индрис Дудаевич Шанаев),Биция (Гацыр, Гуцыр и Джантемир Текаевичи Шанаевы), Корнака (Элкан Таусултанович Шанаев), Айлара (Ибрагим Бойевич Шанаев).

Индрис Дудаевич Шанаев (1839—1897) свою военную карьеру на­чал рядовым в Навагинском(75-м пехотном) полку. В 1857 г. за отли­чие и мужество во время военных действий на Кавказе произведен в ун­тер-офицеры,в 1859 г. — в прапорщики, а в 1864 г. — в подпоручики. В 1865 г. Индрис Дудаевич назначен командиром роты, а в 1867 г. стал поручиком. По разрешению начальства в1872 г. его прикомандировали к Владикавказскомуполку Терского казачьего войска вкачестве заведую­щего полковой учебной командой. За отличную службу, проявленное му­жество и отвагу Индрис Шанаев удостоился ордена, установленного для мусульман,а также ордена Святого Станислава III степени с мечами и бан­том, знака отличия Военного ордена IV степени, тремя медалями и крестом за службу на Кавказе.

И.Шанаев был одним из основателей газеты«Казбек», а также «Общества взаимопомощи молодым горцам», которое помогло желающим продолжить учебу в высших учебных заведениях России. Сотрудничал он и с«Обществом восстановления христианства на Кавказе», активно содействавшим открытию школ в крае. Индрис находился в дружеских от­ношениях с известным ученым В. Ф. Миллером, привлекшим его к ра­боте над фундаментальным трудом— «Русско-осетинским словарем». Совместно с товарищами они собирали народные сказки, песни, пре­дания, изучали обычаи осетин. Результатом этой работы явилась новая осетинская азбука,составленная В. Ф. Миллером, значительно упрощен­ная и более приближающая язык к письменам. И. Шанаев находился и у истоков «Общества распространения образования и технических сведе­ний среди горцев Терской области».

Индрис Дудаевич Шанаев любил и чтил свой народ,хорошо знал его историю и бережно относился к традициям и языку. В гражданской жизни, как и в военной,постоянными спутниками его были строгость к себе и снисходительное отношение,терпимость к чужим слабостям. Современники отзывались о нем как об «истинном интеллигенте, работни­ке мысли».Доблестное имя Индриса Шанаева осталось в доброй памяти потомков.

В формирование национального самосознания осетинского народа большой вклад внесла интеллигенция. Обращение к традиционной куль­туре, проблемам сохранения родного языка, интерес к устному народному творчеству были характерными для первых групп осетинской интеллиген­ции. К достижению этих целей были направлены усилия сыновей Тека Шанаева — Гацыра,Гуцыра и Джантемира.

Очень рано, еще в восемнадцатилетнем возрасте,Гацыр Текаевич Шанаев был призван на службу в армию. Благодаря высоким личным ка­чествам, он начал довольно быстрое продвижение по служебной лестнице. За участие в Крымской войне (1855) Гацыр Текаевич отмечен орденами«За отвагу», а за службу на Кавказе —Георгиевским крестом.

Однако пошатнувшееся здоровье вынудило Гацыра расстаться с во­енной службой, и он вплотную занялся просветительской деятельностью, переводил на русский язык собранные им во всех горных ущельях Осетии сказки, легенды, нартские сказания,исторический фолклор.

Средний брат Шанаевых, Гуцыр, окончивший Павловский кадетский корпус, участвовал в Русско-турецкой войне. Выйдя в отставку,получил юридическое образование. Еще во время учебы он стал писать свои работы по истории и этнографии. В 1882 г. впервые Гуцыр заговорил об органи­зации«Общества по распространению образования и технических сведе­ний среди горцев»,основной целью которого было содействие школьному образованию, открытию школ для горцев, оказание материальной помощи учащимся.

Большой интерес представляет его труд «Кое-что о горцах», в котором автор раскрывает свои взгляды на более успешное духовное развитие осе­тин по сравнению с другими горцами, на воинские законы, на значение для народа распространения образования,на значимость утверждения граж­данских институтов среди горцев.

Вместе с Гуцыром у истоков создания «Общества по распространению технических знаний и сведений среди горцев Терской области»стоял и его младший брат Джантемир. Он являлся членом первого организованного осетинскими народниками кружка.

Джантемир Шанаев окончил Владикавказскую школу военных вос­питанников, в 1868 г. —Ставропольскую гимназию, а в 1874 г. —юри­дический факультет Одесского университета. Будучи студентом, он ув­лекся культурно-просветительской деятельностью. Им были собраны и изданы«Осетинские народные сказания»:«Созырко», «Алагата», «Как Сырдон поссорился с Алымбеком», «Как родился Батраз», «Сослан» и др., опубликованные в «Сборнике сведений о кавказских горцах». Тог­да же Джантемир написал очерк «Свадьба у северных осетин» и статью «Присяга по обычному праву осетин». Позднее он стал«процветающим владикавказским адвокатом,с солидным счетом в банке, с земельными владениями». По прошествии пятидесятилет Владикавказская адвока­тура на имя Джантемира Шанаева направила поздравительный адрес, в котором выражалаему благодарность за добросовестный труд адвоката. В частности в адресе говорилось: «На протяжении всех пятидесятилет Джантемир Текаевич неизменно стоял на своем посту, сохраняя непоко­лебимую веру в торжество правды и права, считая,что судебный спор ад­вокатов должен быть благородным турниром уважающих себя и судебное место борцов, оружие которых — закон».

«Литературные труды Ваши, — подчеркивалось в адресе,— окрыля­ли молодые силы надеждой создать из области устных сказаний родную письменность и литературу, обращали внимание лучшей части русского общества на духовную мощь малых народов Кавказа. Из Ваших работ по исследованию обычного права родной Осетии и поныне черпают знания молодые ученые…Оглядываясь на пройденный долгий житейский путь, вы можете быть уверены, что прошли его с честью. Примите же от нас и многих-многих других дань уважения и любви».

Из современных отметим Аиду Владиммировну Шанаеву (1986 г. р.) — российскую спортсменку-рапиристку, олимпийскую чемпионку (2008), чемпионку мира и Европы. Она аспирантка Института физической куль­туры Уральского государственного педагогического университета, награж­дена орденом Дружбы за большой вклад в развитие физической культуры и спорта, кроме того, ей присвоено звание заслуженного мастера спорта России.