ЦАГАРАЕВЫ
Осетинские фамилии | |||||||||
|
|||||||||
Год основания | ? | ||||||||
Основатель | Цæгæра | ||||||||
Родное село | Цымыти | ||||||||
Ущелье | ущелье р.Фиагдон | ||||||||
Диалект | Иронский | ||||||||
Религия | Традиционные верования | ||||||||
Первые упоминания | XVI | ||||||||
Современное расселение | |||||||||
Владикавказ, Алагир, Беслан, Ардон, Даркох, В.Згид, Хидикус | |||||||||
Если у вас есть дополнительная информация:
Опросник или Форму обратной связи |
Цæгæратæ – Цагараевы
О происхождении фамилии Цагараевых
к.п.н. Цагараев Марат Асланбекович Генеалогия народов Кавказа, традиция и современность: вып. II; УРАН Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2010, с.264-270, 293
Как принято считать основная часть осетинских фамилий сформировалась к концу XVI – началу XVII столетия, что связано с завершением формирования традиционных обществ (гражданских общин) Осетии. Как правило, генезис осетинской фамилии снисходит от ее родоначальника - мифической или вполне реальной, исторической персоналии. И лишь в редких случаях фамильное имя происходит или от места жительства (название населенного пункта, местности и т.д.) либо какого-либо деяния совершенного предками данной фамилии1. Родственные фамилии возводящие происхождение к единому предку составляли родовую группу – арвадалта. Происхождение осетинской фамилии предопределяло её сословное положение в конкретной гражданской общине. Фамилии, восходящие к основателю общины, составляли привилегированное сословие (ос. уаздан мыгкаг)2 и являлись костяком традиционного общества. Из их представителей формировались традиционные институты самоуправления общины – ныхас и тархон.
Фамилия Цагараевых (ос. Цæгæратæ) считается одной из крупных фамилий Осетии и объединяет в себе более тысячи человек обоего пола. История происхождения фамилии уходит по косвенным данным, в седую старину, ко временам средневековья.
Являясь Цымытинскими узденями первой степени, Цагараевы возводят своё происхождение к Калогу (ос. Хъалог) – старшему сыну основателя общины Цымыти3. Вместе с близкими фамилиями Куловых, Зайтовых, Дзускаевых и Гумецовых они составляют род Хъалоггатæ. Родовым селением Цагараевых, местом их происхождения является селение Цымыти (местечко Халгон, Уалгъау) Алагирского района Северной Осетии. Там и сейчас можно видеть башню Цагараевых, сложенную на огромном останце и возвышающуюся над всем Цымыти и Фиагдонской котловиной4. Позже в связи с разрастанием фамилии её выселки появились в селении Хидикус5, построенном цымытинцами на отвоёванных у цариттов землях. А в начале XVII века, Цагараевы поселились в селениях Уаллагкома (с.Камунта, с.Дунта) и основали селение Згид в Садонском ущелье.
В настоящее время Цагараевы проживают во многих населенных пунктах Осетии. В городах - Алагир, Ардон, Беслан, Владикавказ, Моздок; поселках- В.Фиагдон, Мизур, Галон, Садон; селениях -Хидикус, Верхний и Нижний Згид, Кора-Урсдон, Црау, Комбилеевка, Хумаллаг, Хаталдон, Даргкох и некоторых др.
Помимо архивных и печатных материалов по истории и происхождению фамилии Цагараевых, сохранилось множество преданий и сказаний передаваемых от поколения к поколению. Носителями и хранителями фамильных знаний были ныне покойные долгожители, Ахмат, Иван и Пётр Цагараевы - жители с.Згид, известный во всей Осетии народный сказитель, житель с.Хидикус - Созырыко Цагараев и другие. Часть фамильных преданий нашла отражение в газетных публикациях и печатных материалах по истории и этнографии Осетии6.
К сожалению, формат данной статьи не позволяет привести фамильные предания в полном объеме, по этому попытаемся осветить историю фамилии в форме краткого изложения.
Как повествуется в предании, основателем цымытинской общины был отважный воин Цымыти. Народная память сохранила некоторые подробности об этом неординарном человеке. Рассказывают, что Цымыти был военачальником последнего осетинского царя Багатара. Когда монголы отобрали у осетин плоскостные земли, ушел Цымыти со своим народом в горы и поселился в Уаллагкоме. Позднее у подножия горы Кариу облюбовал он удобное место с удивительным родником и обосновался там. Трое сыновей родилось у Цымыти: Калог, Дадыг и Баджи. Они стали патриархами трёх колен цымытинских узденей, объединявших все благородные фамилии Цымытинского общества. У старшего сына - Калога родилось пятеро сыновей: Цæгæра, Хъула, Дзускуа, Зайт и Гуымец. Старший из них родился лысым (ос. цæгæр сæр), за что и получил своё имя. По имени отца братья стали называться в народе Хъалоггатæ (ос.). Позже, обособившись, братья стали жить своими семьями, а умножившись, их потомки для определения родства стали именоваться по именам сыновей Калога. Так произошли фамилии – арвадалта: Цагараевы, Куловы, Дзускаевы, Зайтовы, Гумецовы.
Шло время. Преумножались потомки Цымыти: Хъалоггатæ, Дадыгкатæ и Баджиатæ. Стало разрастаться и их родовое селение, превратившись в большой средневековый город. Появились отселки Уырыкау, Кадат, Хидикус. Потянулись в Цымытинское общество и сторонние фамилии, даже другие общества ущелья стали искать покровительства сильной общины. Во владении цымытинских фамилий находились лучшие пахотные и сенокосные угодья фиагдонской котловины. Община отличалась значительной хозяйственной состоятельностью, кроме того, по её территории проходила караванная дорога в Закавказье, а значит, стекался сюда и торговый люд. Все это не могло не сказаться на благосостоянии цымытинцев, в том числе и на благосостоянии Цагараевых. Фамилия разрослась и окрепла. Следующее предание повествующее о ее истории говорит о Цагараевых как о многочисленной и сильной фамилии.
В предании рассказывается о событиях обеспокоивших всю общину. Относятся эти события к началу XVII века. Две фамилии, давние соседи – Цагараевы и Габисовы стали взаимно уничтожать друг-друга. Поводом для этого столкновения послужило убийство (случайное или нарочное предание умалчивает) кем-то из Габисовых сторожевой собаки Цагараевых. Горделивыми и заносчивыми Цагараевыми это было воспринято как оскорбление. В ходе возникшей ссоры виновник происшествия был убит.
В силу существовавшего обычая кровной мести, Габисовы подстерегли и убили Науруза Цагараева. «Кровь за кровь», гласит обычай! Цымытинские старейшины на ныхасе пытались примирить две фамилии. Но вражда продолжалась, в результате чего Габисовы потеряли еще двух человек.
Чтобы снять напряженность между кровниками и обеспечить спокойствие для всего общества, совет старейшин вынес решение: «Цагараевы должны переселиться в Уаллагком, на земли, принадлежащие Цымыти, с правом взимать и распоряжаться данью с жителей этого общества на месте». С тяжелым сердцем Цагараевы приняли это решение. Покинув родное ущелье, разделив недвижимое имущество между родственными фамилиями (Хъалоггата), они переселились в Уаллагком. Из всей фамилии только жена убитого Науруза вместе с малолетним сыном по имени Буга (ос.Бугъа)7 отказалась покинуть могилу мужа. Ближайшие родственники Науруза – непосредственные исполнители кровной мести, вынуждены были уйти в Грузию.
Сохранилось предание и о том, как Цагараевы проверили что за народ живет в Уаллагкоме. Спустившись с перевала, они вышли на открытое место, так чтобы их было видно из селения. Схватив двух зазевавшихся пастушков-подростков, Цагараевы прутьями, стали лупить их, чтобы привлечь к себе внимание. На вопли юношей сельчане подняли тревогу и похватав оружие, в беспорядке ринулись на встречу чужакам вторгшимся в их земли. На окраине села их остановил старик. - «Куда вы бежите сломя голову безумцы? Кто бы они не были, раз посмели приблизиться на такое расстояние, наверняка они хорошие войны. Вас просто перебьют с верху вниз, как цыплят! Стреляйте отсюда, если можете…». Повинуясь мудрому совету старика, уаллагкомцы, укрывшись за заборами и каменными стенами стали стрелять из ружей. Всего одна из пуль долетела и ударилась о скалу, там, где стояли Цагараевы… «С этими «храбрецами» у нас не будет проблем», решили Цагараевы и начали обживаться на новом месте…
Здесь они построили галуан8 и поселились в нем. В то время Дигорские общества находились под влиянием князей Большой Кабарды и платили им дань. Сборщиками дани были назначены Баделята – один из феодальных кланов Дигории. Однажды Баделята объезжая со сборами дигорские общества, решили обложить данью и уаллагкомцев. Последние, ответили им отказом пояснив, что живут на землях Цымыти, а дань платят его потомкам Цагараевым. Баделята воодушевленные участием в экспедиции нукеров кабардинских князей, обрадовались возможности подчинить своей власти Цагараевых. С такими намерениями они и предстали у их Галуана. Цагараевы ответили им: «Мы уазданы9, живем на родовых землях, собираем дань по праву и никому платить не собираемся. Но если вы без этого не можете, то держите – вот ваша дань! С этими словами Цагараевы сбросили им со стены ганаха10 дохлую собаку. Униженные Баделята открыли стрельбу. В завязавшейся перестрелке были убиты лучшие из нападавших, в их числе сын кабардинского князя. Это остудило их пыл.
Вновь наступили тревожные для фамилии дни. Напряженное кровопролитное противостояние с новыми кровниками вынудило Цагараевых искать более безопасное и подходящее для ведения войны место. Вскоре такое место было найдено. Преодолев перевал «Кивон»11 обосновались в местечке Згид.
Старшие рассказывали, что в поисках благословления и покровительства Всевышнего, Цагараевы отправились к Святыням Кариухоха. Воодушевлённые вернулись они в Згид, неся с собой горсть священной земли и берёзовые прутья. Построили святилище на самом живописном утёсе12. И по сей день, оно является местом паломничества жителей всего ущелья и даже плоскостных селений Осетии.
Закипела жизнь в новом селении. Взметнулись в высь боевые и сторожевые масыги, жилые ганахи. Стало разрастаться село. Потянулись к обжитому месту и другие фамилии (Агузаровы, Томаевы, Габуевы) в поиске пристанища и защиты. Сегодня многие из них считают своей родиной Згид.
Долго еще продолжалась вражда, но, в конце концов, Баделята вынуждены были признать правоту Цагараевых. На многие десятилетия продлился мир, забылись старые обиды, наладились отношения и с кабардинскими князьями. Несколько семей Цагараевых вернулись на обжитые места в Уаллагком, поселившись в Камунта и Дунта. Основная же часть фамилии осталась жить в Згиде. Так произошли три ветки фамилии Цагараевых: Куртатинские Цагараевы (Бугъата), Згидские Цагараевы и Цагараевы Уаллагкома.
По данным ЦГА РСО-Алания составлены родословные списки трёх ветвей фамилии. Однако освещение вопросов фамильного древа Цагараевых это предмет отдельного исследования. Здесь же можно отметить, что к середине XIX века Цагараевых в Куртатинском ущелье (селения Цымыти и Хидикус) насчитывалось -5 дворов, в Верхнем и Нижнем Згиде -17 дворов, в Камунта и Дунта -4 двора.
__________________
1 Например согласно фамильным преданиям, одна часть Цымытинской фамилии Гусата (Гусовы) обустроившись в местечке Царитком (боковое ущелье Фиагдонской котловины) получила прозвание Цариттата, другая часть Гусовых по причине стихийного бедствия вынужденная переселиться на левый берег Фиагдона –получила прозвание Ализата, в последующем от этих прозваний произошли фамильные оформления Царитовы и Ализовы.
2 В документах и материалах Царской администрации кон. 18 -нач. 19 в.в. – уздени или старшинские фамилии.
3 Материалы ЦГА РСО-Алания Фонд -291, опись-1, дело-2, страницы – 98-99, 85-86; Фонд -291, опись-1, ед.-13, страницы – 80-81, 78-79.
4 Башня Цагараевых (ос. Цæгæраты масыг) – в народе известная еще и как башня Калога (ос. Хъалоджы масыг), вместе с примыкающими к ней руинами жилых и хозяйственных построек, а также комплексом погребальных и ритуальных сооружений, составляют по оценкам специалистов наиболее архаичную часть зданий и сооружений селения Цымыти. Несколько ниже башни Цагараевых находится частично руинированная башня Габисовых (ос.Габысаты (вар.Габысалты) масыг). В работах некоторых авторов обе башни ошибочно названы башнями Габисовых (напр. Работы: Цагаевой А.Дз. Топонимия Северной Осетии. Т.2. Орджоникидзе, 1975; Сланова А.А. Памятники Куртатинского ущелья. Дарьял №1-2, 2004г.).
5 Здесь и далее названия топонимов, гидронимов и имена собственные приводятся в русской транскрипции.
6 Например: Цагараев С.А. «Цæгæраты мыггаджы фыдæлтыккон æцæг хабæрттæ». Рæстдзинад от 25.08.1990 г.; Цагараев С.А. «Девочка из склепа» Советская Осетия №181 19.09 1987г.; Цагараев С.А. «Мæсыгамайæг» Издательсво «Ир», Орджоникидзе 1984 г.; Цагараев М. «Додæйы хæзнадон».Владикавказ 2009.; Цагараев С.С. «Куыд æгъдауæй уыдис Цæгæратæн Джизийæ Хъобаны хсæн зæххытæ» Рæстдзинад от 01.03.2002 г.; КалоевБ.А. «Осетины» (Историко-этнографическое исследование). М.:«Наука», 1967 г., с. 42.; Цоколаты Н. «Кæрдзындаттон Кæки» Мах дуг №11 2005г.; Лазаров Х., Кусов Г. «Шестое изобретение Созрико» Социалистическая Осетия 25.08. 1968г.; Кайтов К. ст.«Куырттаты ком» из книги Мамсуровы: История и современность. Владикавказ. 2006; и мн.др.
7 Потомки Бугъа – сына Науруза составили куртатинскую ветку фамилии Цагараевых. В наши дни часть их записаны как Цагараевы, часть носят имя потомков Бугъа –Бугъата (Бугаевы).
8 Галуан- осет. замок, жилой укрепленный комплекс.
9 Уаздан, уазданлаг – в Куртатинском, Тагаурском, Цымытинском обществах Осетии этим термином наименовалось высшее сословие.
10 Ганах - осет. жилая башня.
11 перевал Кивон (Хъивонæвцæг) – перевал в горной Осетии разделяющий Уаллагком и Згидскую котловину.
12 Алардыйы дзуар.
Максим Николаевич Цагараев (1916—1990) — советский осетинский писатель, фронтовик.
Лариса Викторовна Цагараева (1958 г. р.) — заслуженный мастер спорта по фехтованию, двухкратная чемпионка мира (1979, 1981), трехкратная чемпионка Европы (1979—1981), серебряный призер Олимпийских игр.