ДЗГОЕВЫ (ДЗГОИТÆ). Фамилия Дзгоевых принадлежит к древ­нему колену Агузата. Согласно семейным преданиям, фамилия Дзгоевых происходит от одного из трех братьев: Дзго, Тома и Бекузара. Их об­щим предком был Боба (Бабо, Бобо, Бабпо), из колена Агузата, живший в алагирском Холсте и принадлежавший по материнской линии к колену Царазонта. Боба взял в жены девушку из фамилии Бигулата и породил трех сыновей. Однако, по мнению профессора Р. Г. Бзарова, Боба был, скорее всего, не отцом братьев-родоначальников, а их более отдаленным предком.

В Северной и Южной Осетии самым большим числом «отпочковав­шихся ветвей» отличалась данная фамилия.

Одно ответвление из Гуйата называли Бобоата — по имени Бобо Цицоевича Дзгоева, жившего во второй половине XIX — началеXX в.

Чермен Николаевич Дзгоев говорит о Бобоата как о ближайшей родне (мы все из одного очага): «А с ними мы жили как одна семья. Бобо был старшим… Не было старше Дзго. После него — Гуй, после него — Бобо. Ну вот Магомет (сын Садуллы Бобоевича) был из Бобоата. А мы из Гуйата. Потомство двух братьев».

Первыми переселенцами на равнину из Гуйата были Дула Цицоепич Дзгоев, вошедший в 1895 г. в число первых жителей Ног Санибы, и сыновья Быдзи Цицоевича Дзгоева, ставшие временно проживающими Беслана в 1905 г. В самом конце XIX — начале XX в. в Санибе жили четыре семьи Дзгоевых-Гуйата во главе с Бобо, Быдзи, Мысырыко и Муссой.

Исходя из рассказов потомков и документальных материалов, можно предпо­ложить, что Гуй был отцом Цицо и его брата. Сыновьями Цицо были Бобо, Быдзи, Дула. Сыновья брата (возможно, его звали Ципирка) — Мысырыко (Карци) и Мусса. Если такая реконструкция верна, то Гуй жил в конце XVIII — начале XIX в. В первой четверти XIX в. по своей численности и богатству среди общинников выделялись Козыревы, Кусовы и Дзгоевы, состоявшие из 361 человека мужского пола, владевшие «табунами лошадей, крупного ро­гатого скота, отарами овец».

В 1835 г. Б. Кусов основал крестьянское село Заманкул. Поначалу по­селенцев было немного. Опасную жизнь с Б. Кусовым разделили, прежде всего, его братья — Тего и Заурбек, а также ближайшие родственники, среди которых были Гуда и Кавдын Дзгоевы.

Дзгоевы из ветви Екиата поселились во Владикавказе в начале XIX в. По рассказу Дмитрия Дзыцыловича Дзгоева, его прадед То переселился из Санибы с отцом и братьями. В списке жителей Владикавказа за 1861 г. указан возраст То — 96 лет. Его дом стоял неподалеку от Терека. В том же списке числятся сыновья другого представителя Дзгоевых — Дзибо. Старший из них, Долати, уже отделился от братьев Долатко, Асламурзы и Хати, живших вместе. Поскольку раздел производился только после смерти отца, можно предположить, что именно Дзибо выехал из Санибы. Первопоселенцем был и Габил Дзгоев, сыновья которого — Асланбек, Сосланбек и Кицо — жили в 1861 г. неразделенной семьей.

Мусульманская часть Дзгоевых поселилась в Зильги. Подворный спи­сок 1886 г. включает 10 семей. В том же году зарегистрированы две семьи Дзгоевых в равнинном селении Батако.

Переселение Дзгоевых в Заманкул состоялось не ранее конца 30-х гг. XIX в. Также в списке за 1886г. числилось восемь семей Дзгоевых в селе­нии Карджин, 13 дворов в Эльхотово и четыре — в Беслане.

Дзгоевы поддерживают родственную связь (æрвадæлтæ) с Бекузаровыми, Томаевымии Авсавовыми. Асланбек Захарович Дзгоев (1918—1994) — заслуженный тренер СССР по вольной борьбе.