Томаев Константин Багратович (4 мая 1935 - 1 февраля 1985) главный режиссёр Северо-Осетинского ТВ

Томаев Константин Багратович (4 мая 1935 — 1 февраля 1985) главный режиссёр Северо-Осетинского ТВ

ТОМАЕВЫ (ТОМАЙТÆ). Родиной Томаевых считается Кора в Куртатинском ущелье. Анализ собранного во время полевых экспедиций этнографического материала привел Б. А. Калоева к выводу о некоторых особенностях Томаевых, живших в Закинском ущелье, отличавших их от других членов фамилии. Жившие компактно в Ногкау Томаевы здесь были известны по прозвищу Мыката, не поддающемуся ни расшифровке, ни определению времени его происхождения. До сих пор закинских Томае­вых иногда называют этим прозвищем. Б. А. Калоев полагал, что в Зака, а также в села Верхний и Нижний Рук Томаевы попали из Южной Осе­тии; однако вполне могло быть и наоборот — Томаевы из Кора сначала освоили верховья Ардона и лишь затем перебрались в Южную Осетию.

Возвращаясь к Ногкау, отметим обилие разнообразных архитектурных комплексов. Это и галуан Басиевых, и ганах Калоевых, и масыг Таболовых; выявлено еще несколько башен, из которых по меньшей мере две принад­лежали Томаевым. Одна из них — пятиярусная, расположена в западной части села на невысоком холме; четырехугольная в плане (5,0 х 5,4 м). Сложена насухо из разноразмерных грубо обработанных камней, внутри (на уровне 2-го яруса) обмазана глиной. Башня окружена руинами жилых и хозяйственных построек. Вторая башня находилась на возвышенности в центре села; также в плане четырехугольная (4,8 х 4,8), сохранилась на высоту четырех ярусов. Также сложена насухо, но из сланцевых плит.

Большинство версий родословной Томаевых предков фамилии вы­водит из аула Кора Куртатинского ущелья. В прошении Асланбека и Татаркана Томаевых в Комитет, учрежденный для разбора сословно-по­земельных прав горцев Кубанской и Терской областей, подчеркивалось: «фамилия Томаевых пользовалась и пользуется среди всех окружающих обществ неопровержимым дворянским достоинством. Действительность эту могут подтвердить все окружающие нас общества, как то: баделята, тагаурцы, нарцы, куртатинцы и алагирцы. Предки наши всегда служили ве­рою и правдою как грузинским царям, так впоследствии и великим госуда­рям российским, почему за таковую службу наших предков фамилия наша пользовалась истинным дворянским достоинством не в глазах одних толь­ко осетин, но в глазах как грузинских, так и российских царей. Получили наши предки различные грамоты от сказанного правительства, но все та­ковые наши подлинные документы были потребованы у нас в Тифлисское дворянское депутатское собрание».

Из письма от 30 января 1888 г. в тот же сословно-поземельный ко­митет видно, что еще в 1872 г. Асланбек Томаев предоставил чиновникам ряд документов: 1) свидетельство о почетном происхождении Томаевых; 2) грамоту за № 3902; 3) грамоту за № 73; 4) свидетельство за № 208; 5) свидетельство на грузинском языке.

Шамиль Козонов вспоминает, что много лет тому назад от Хаджиумара Томаева из с. Нарт слышал предание, по которому далекий предок Козоно­вых находился в кровном родстве с Томаевыми. В свою очередь Хаджиумар слышал это предание от нескольких представителей старшего поколения своей фамилии. Согласно данной версии, Томаевы жили в Куртатинском ущелье, на большой поляне на левом берегу реки в ауле Верхний Кора. Пересеченная местность около аула, самой природой созданные укрытия вблизи перевальных дорог и тропинок служили убежищем для групп абреков и разбойников-одиночек. Одним из таких лихих людей был Уацц Томаев, который, перебравшись в Рук, назвал себя Козоновым. Он принадлежал к одной из самых богатых ветвей Томаевых. Они владели большими стада­ми овец, крупного рогатого скота, табунами лошадей.

Уацц был видным, отважным, быстрым, благородным, хлебосольным человеком. Однажды на дороге он встретился с сыном какого-то кабардин­ского князя, который вел себя заносчиво, оскорбил Уацца, за что был тут же убит. Спасаясь от кровников, Уацц перебрался в Нар, а затем — в Рук. Здесь в то время проживали Плиевы (три двора), Козоновы (три дво­ра) и др.Габул Козонов, увидев Уацца и поговорив с его матерью, пред­ложил им сменить фамилию и назвать себя Козоновыми. Новое место жи­тельства пришлось по душе Томаевым. По сравнению с их родным селом, здесь было много леса, достаточное количество пашни, сенокосы, множе­ство диких зверей. Через какое-то время из-за угроз кровников из Кора сюда прибыли родственники Уацца. Но они не поменяли фамилию, оста­лись Томаевыми.

Грамоты грузинских царей XVIII в., документы XVIII—XIX вв. рос­сийской администрации на Кавказе однозначно говорят о Томаевых как о «дворянах» (азнаурах), «старшинах» из аула Кора, владевших большими участками земель, имевших зависимых крестьян, в том числе кавдасардов. Их собственность состояла не только из большого числа земельных угодий, скота, но и из значительного числа наличных денег. Где бы Томаевы ни находились, они всюду выступали как крупные, крепкие хозяева. В документах XVIII—XIX вв. Томаевы проходят как «старшины де­ревни Кора». В «Списке осетинских старшин», составленном Афанасием Батыревым 10 ноября 1774 г., указан «старшина деревни Кора Бата Томаев». Здесь же указан и другой представитель Томаевых: «в деревне Кора за содержание меня с командою и за препровождение тамошнему старшине Шангирею разными вещами (уплачено) на 7 рублёв».

Грузинские письменные документы зафиксировали получение Тома­евыми земельных участков в Грузии. Так, в 1789 г.Томаевы стали соб­ственниками большого участка в Цхрадзма — ущелье в истоках Большой Диахвы, входившем в состав Ксанского эриставства. В другом документе отмечено, что Болатико Томаев владел наделом в с. Кетере. В 1746 г. Шанше Эристави выдал дарственную грамоту Дахчико Томаеву: «Эту надежную книгу Эристави Шанше и брат мой куларагас Иессе дали тебе, Томашвили Дахчико, за то, что во время войн арагвским эриставам много и честно служили нам, много сделали. Чем только смо­жем, всегда будем к вам милостивы и желать всего доброго. Будет по воле вашей приходить в наш дом и уходить. Пусть никто не обидит вас, в про­тивном случае всех примем как согрешивших перед нами».
11 ноября 1755 г. имеретинский царь Соломон I выдал дарственную грамоту Тома Томашвили: «С Божьей милостью владелец всей Имеретии Соломон, сын царя Александра,приказываю всем служащим двора мое­го, чтобы этому Томашвили, называемому Б(атоше) Тома, за преданность в службе нам установили в год сорок марчили (1 марчили = 40 копеек; 40 марчили = 16 рублей) серебра. Он должен эту сумму получать, и, если будет преданным нам, никогда не прекратится выдача со стороны нашего дома и потомства».

Дарственную грамоту от грузинского царевича в январе 1789 г. полу­чил Давид Томаев: «Мы, сын царевича Грузии Георгия, царевич Давид, сделали Вам милость, троим братьям — Георгию, Вахтангу и Хвтисиа. Вы просили такую милость, и мы вашу просьбу удовлетворили… даровали братьям имение Сосмалети, от всех людей неоспоримо, владейте им в пре­данной нам службе. Ни мы, ни братья наши в продолжение трех лет после поселения ничего не будем требовать от вас, а после трех лет, каков имеется порядок на владение имением, так служите нам. В таком смысле даем вам эту милость».

13 февраля 1793 г. Георгий XII издал распоряжение, касавшееся вы­шеназванных Томаевых: «Добро вспоминаемый царевичем Георгием Амилахваришвили Эраст. На усадебном месте Набичвришвилевых в Сакаринтло проживают Томашвилевы: Георгий, Вахтанг и Хвтисиа. По­ручается Вам заострить слух и внимание на них, чтобы никто не обижал. Если у нас будет какая-нибудь просьба, напишем Вам подробно… Что этим протоколом приказано господином (батони) отцом моим, подтверждаю». Еще раньше, 9 ноября 1789 г., Ираклий II выдал еще одну дарственную грамоту: «Мы, царь Ираклий, дали эту книгу милости тебе, Томашвили Варикана племяннику Ирану за то, что ты принял христианство и женился на дочери (помещика) Павленишвили, и никто не будет препятствовать твоему хождению к нам. Кто послушен (подчиняется) нашему приказу, не смейте его обидеть, в противном случае потребуем с них, как за погреш­ность против нас».

В 1781 г. в Осетии побывал капитан российской армии Л. Л. Штедер. В его дневнике содержится небольшой рассказ о Кора. На берегу Фиагдона капитан «обнаружил различные богатые куски руды. Ни одна местность не показалась мне такой богатой минералами, как эта, и я нашел здесь топа­зы и горный хрусталь, которые лежат кругом реки с большим количеством кварца». Высоко в горах, на крутом холме, «находящемся посредине до­лины, лежат старые каменные жилища, обнесенные стенами и башнями, в большинстве развалившимися и плохо содержащимися». В 4-х верстах к западу «на возвышенности лежит другое селение», где Штедер и его спутники «переночевали у старшины Томайта, богатого человека. Это местечко обособленно… и имеет на обнаженных, лежащих кругом горах хорошие пастбища и стада». Уже отсюда ветви Томаевых расселились во многие населенные пункты Северной и Южной Осетии.

В фонде «Кизлярского коменданта» центрального архива Дагестана нам удалось обнаружить ряд документов, связанных с ранней историей Томаевых. В частности, в «Ведомости крещенных в Моздоке осетин» от 17 февраля 1766 г. значится «из урочища Хилак старшина Лоли Томаев, а во крещении Леонтий Михаилов, жена его, во крещении Настасья Кондратьева, при них дети: 1) сын Тотраз, а во крещении Петр, 2) Джан-булат, а во крещении Давид, 3) дочь Китеса, а во крещении Ирина… Брат его Джаба Томаев, а во крещении Варфоломей».

В «Ведомости выдачи ржаной муки осетинам и кабардинцам, про­живавшим в Моздоке» от 8 декабря 1765 г. значится упомянутый выше житель Кора, после крещения ставший Иваном Васильевым, коему было выдано «три четверти хлеба». В записи от 20 января 1766 г. сохранилась запись о выдаче четырех четвертей хлеба «из урочища Хилак старшине Леонтию Томаеву»; столько же провианта было выдано «из оного ж уро­чища Хилак осетинцу Варфоломею Томаеву».

Томаевы издавна служили под российскими знаменами. Еще в «гор­ской команде», называемой «моздокские казачьи братья», начавшей фор­мироваться в 1763 г., отмечен Михайла Томаев. Активное переселение Томаевых в Моздокские степи привело к возникновению в 1837 г. хутора Томаевых.

Некоторые представители фамилии служили в императорском конвое. Осетинские всадники, служившие в конвое, играли заметную роль и в па­радной службе, которой император придавал особую роль и очень гордил­ся ею. Во время парадных выездов казаки стреляли из ружей, нагибаясь в разные стороны, поднимали папахи, на всем скаку соскакивали и опять садились на коней, неслись парами, стоя на седлах, и даже трое на двух лошадях, причем один взбирался на плечи своих товарищей. Многие из осетинских конвойцев были отмечены императором, а некоторые получили медали, в их числе — Иван Томаев.

Особой известностью и популярностью среди жителей Северной и Южной Осетии пользовался Махамат Томаев. Ему посвящено несколько песен и преданий, в которых воспеваются его смелость и отвага в борьбе с угнетателями.

Данное историческое предание основано на вполне реальном истори­ческом факте — выступлении крестьян во главе с офицером русской армии Махаматом Томаевым против усилившейся эксплуатации. В мае 1850 г. в Джавское ущелье для борьбы с повстанцами направили войска из Тифлиса и Северного Кавказа. Справа от входа в Рукский тоннель на трассе пере­вальной тропы есть выступ, известный под названием Махаматы хацан (место сражения Махамата). Здесь повстанцы дали последнее сражение и с боями отступили на Северный Кавказ. Восстание было подавлено, а М. Томаев в 1851 г. — сослан в Сибирь.

Приговор гласил: «За сделанное против правительства возмущение, по последующей конфирмации,сослан в Сибирь, в город Томск, на вечное поселение». Отец Коста Хетагурова — офицер русской армии Леван — от имени жителей Нарского общества Осетинского округа Терской области 22 августа 1868 г. написал письмо наместнику Кавказа, командующему Кавказской армией, генералу, великому князю Михаилу. Послание содер­жало просьбу о помиловании Махамата. Письмо это появилось сразу же после посещения великим князем Нарского ущелья. Леван дипломатично отметил, что «общество наше… к поимке названного преступника оказало усердное содействие, невзирая на родство, связывавшее его с некоторыми членами нашего общества. Ныне, основываясь на чувстве человеколюбия и принимая во внимание (его) долговременное отчуждение от родины, обще­ство наше повергается к стопам Вашего Императорского Высочества со всепокорнейшею просьбою…исходатайствовать у Государя Императора помилование прапорщику Томаеву, возвратив его на родину». Далее Леван Хетагуров отметил, что Нарское общество, «всегда верное престо­лу его величества», воспримет помилование Махамата «как высочайшую награду» за верную службу осетин «Государю Императору».

Начался поиск судебных бумаг, связанных с делом М. Томаева. 28 сентября 1868 г. канцелярия начальника Терской области поручила на­чальнику Осетинского округа провести «подробный опрос нарских жите­лей, где именно был судим прапорщик Томаев», а также выяснить, «по чьему распоряжению и когда именно… был выслан из края, так как сведе­ний этих по справкам не оказалось ни в областной канцелярии, ни в штабе войск Терской области». Результаты просили «донести генерал-адъютан­ту Лорис-Меликову».

20 ноября того же года начальник Алагиро-Мамисонского участка со­общил начальнику Осетинского округа: «сосланный прапорщик Томаев судился в Тифлисском Губернском суде и сослан в 1851 г. в Томск по рас­поряжению бывшего в то время тифлисского губернатора, ныне покойного князя Ивана Михайловича Андроникова. Причем житель Нарского обще­ства Таймураз Касабиев присовокупил, что копии со всех этих бумаг по этому делу имеются в настоящее время у жителя Куртатии прапорщика милиции Мысирби Гутиева».

М. Гутиев действительно хранил бумаги по этому делу и предоставил копию приказа военного министра от 29 декабря 1851 г., в коем сказано, что по решению «главнокомандующего отдельным Кавказским корпусом…прапорщик из осетин Магомет Томаев… за противозаконные поступки ли­шается чина и ссылается на житие в Томскую губернию».

Попытки чиновников отыскать следы Махамата в Сибири не увенча­лись успехом. Губернатор Томской области в письме от 15 июня 1870 г. сообщал начальнику Терской области: «бывший житель… селения Роки Магомет Томаев, сосланный в 1851 г. за противозаконные поступки на жи­тельство в Томскую губернию, с 1855 г. находится в неизвестной отлучке, как донесло Томское окружное полицейское управление, а потому проси­мых сведений о нем не представляется возможным сообщить».

В связи с последним сюжетом становятся понятными указания отдель­ных вариантов исторических преданий о бегстве Махамата из Сибири.

Закинские Томаевы не все Мыкъата. Это существенно. У Томаевых много «подфамилий» — кроме Мыкъата, есть еще Писитае, Тъаертае, Бегатае. Они жили в разных местах Осетии.

Дата фамильного праздника (кувд) — 12.06

Год основания  ?
Основатель Асланбек и Татарбек Томаевы
Родное село с.Кора
Ущелье Куртатинское
Диалект Иронский
Религия  ?
Первые упоминания  ?
Современное расселение
?