КЕСАЕВЫ (ХЪЕСАТÆ). По народным преданиям, Кесаевы первыми поселилисьв Закинском ущелье, богатом обширными пастбищами и сенокосными угодьями, способствовавшими разведению мелкого и крупного рогатого скота. Во второй половине XVIII в. в этом ущелье находилось двенадцать небольших селений, принадлежавших в основном отдельным фамилиям. Правда, Кесаевы и Калоевы занимали от трех до шести аулов. Многочисленная фамилия Кесаевых образовала в западной части Закинского ущелья аулы Хушар, Дудута (с тремя боевыми башнями), Ботикау, Даллагкау и Цамелы фаз. Своеобразным центром ущелья являлся аул Цамелы фаз — здесь располагались церковь и школа, кроме того, на народных собраниях в этом ауле решались важнейшие вопросы всего Закинского общества, а после вхождения в состав Российского государства здесь находилось Управление Закинским приходом. Эти аулы располагались на большой поляне.Рядом на возвышенном берегу Закадон стоял замок Эба Кесаева. Галуан Кесаевых археологи (В. П. Кобычев, В. X. Тменов)приводят в качестве наглядного примера типичной крупной усадьбы, каковых на Северном Кавказе было немного. В Кесатикау достаточно хорошо сохранились три боевые башни высотой 7, 5, 11 и 15 метров. Все башни окружены строениями различной степени сохранности и в совокупности образуют единый архитектурный комплекс замкового типа.
Из памятников аланской эпохи в Закинском ущелье отметим сильно руинированную церковь в селении Кесатикау, приписываемые народу царциат древние кладбища в ряде мест, следы крепостных и жилых построек. Исторические и фамильные предания появление основной массы жителей ущелья связывают с последней волной аланских переселенцев,вытесненных с равнины чингизидами и Тимуром. О происхождении Кесаевых существует несколько версий. Согласно одной из них, родоначальником фамилии был Хъеса — выходец из Грузии. Там у него остался брат Херхаули — основатель княжеской фамилии Херхаулидзе, владевший землями в районе Цхинвала. Между ними и Кесаевыми вплоть до недавнего времени поддерживались родственные отношения. По другой версии, Хъеса считается выходцем из Дигории, где проживают однофамильцы Кесаевых.На наш взгляд, все было наоборот: в давние времена какая-то часть закинских Кесаевых перебралась в Дигорию; случилось это так давно, что жители западной Осетии уже в середине XIX в. считали их «своими» по происхождению. Нашу точку зрения подтверждает родословная,записанная в Кесатикау Цоцко Амбаловым в 1921 г. со слов 100-летнего Дохцыко Кесаева.По данной версии, во время Великого поста жители села, скорее всего Кесаевы,устроили пир, сопровождавшийся танцами.В этот момент вдали показался путник.Когда он приблизился к танцующим на поляне, распорядитель обратился к нему с просьбой станцевать. Странник оказался больным, и от него заразились все присутствующие на кувде. Очень скоро от этой неизвестной болезни вымер весь аул. Спаслась лишь одна беременная женщина. Она была дочерью Гагиевых из соседней Нарской котловины.Эта женщина вернулась в родительский дом. Здесь она родила сына и назвала его Алдатом. От него, по словам Дохцыко, и произошли Кесаевы. У Алдата было пять сыновей: Еса (отец известного Эба), Хаматхан, Таймураз и Байндур (пятый умер в младенчестве). Рассказчик не помнил, откуда Кесаевы переселились в Закинское ущелье. По словам старших,отметил Дохцыко, до появления его предков здесь жили Созарита и Голлота,а до них — греки.
Из современных фамилий Закинского ущелья первыми здесь поселились Битаровы, затем — Кесаевы, Абаевы, Калоевы, Томаевы и др. Согласно распространенному мнению, Кесаевы сменили прежнее аланское население Зака, ушедшее на юг.
Из представителей фамилии, принесших ей славу и уважение соплеменников, в первую очередь надо назвать члена первого осетинского посольства в Петербург (1749—1752) Эба Кесаева — Елисея Лукина, сына Хетагова, как его называли источники той поры. В юности родители отправили его в Грузию, где он принял христианство и получил духовное образование. У себя на родине пользовался поддержкой социальных верхов осетинских обществ; не случайно он был женат на дочери одного из влиятельнейших феодалов Дигории — Кубатиева. Несмотря на духовное образование, Елисей Лукин прославился как талантливый военачальник.Архивные документы характеризуют его как жителя «Заховского уезда,родственников, свойственников и прочих послушных имеет до двух тысяч,которого во время военное все осетинцы имеют за главного своего полководца и повелениям его тогда покоряются».Российская дипломатия активно выясняла сословную принадлежность осетинских послов, чтобы знать, с кем имеют дело.По собранным данным, «все осетинцы ни царя, ни князя, ни инаго какого владетеля над собою никого не имеют, а старшин, коих они сами себе в старшинство из фамильных междо собою умных и честных по природе людей выбирают. Хетагов издревле из осетинских есть жителей,а именно с. Нижний Захи и над прочими того Нижне-Захинского села жителями природный, по отце и деде своем старшина и послушных де себе, как и зродственников и свойственников своих, так и из прочих тамошних жителей имеет до 2-х тысяч человек. И во время де военное все осетинцы имеют его, Хетагова, за главного своего полководца и тогда повелениям ево все ж повинуются».
Показателен реестр вещей, привезенных с собою Елисеем Хетаговым в Россию: «одно ружье,золотом насеченное с серебряными обоицы; две сабли, ефесы оправлены серебром; пояс один, на котором бляшки золотые; натруска золотая; одно седло, серебром оправлено; одна узда с пахвями, серебром оправлена; одне нарушни, серебром оправлены; шишак, серебром оправленный; четыре стакана серебряных двух рук».
Устная традиция рисует Эба как человека высокого роста, стройного, сильного,необычайно мужественного, владевшего несколькими языками. Явным преувеличением является утверждение предания об участии Эба в войнах России и получении им генеральского чина. Домой он вернулся с многочисленными ценностями, включая кованый сундук, наполненный медными монетами. Из них местные мастера выковали огромный котел для приготовления пива,в народе названный Эбайы аг (котел Эба). Еще в 20-х гг. XX в. закинцы пользовались котлом для варки пива к большим семейным и общественным торжествам.
Еще один представитель Кесаевых, после крещения Павел Генцауров, вошел в историю Осетии как создатель первой осетинской графики на основе русского алфавита. Павел единственный из осетин окончил Астраханскую духовную семинарию.Свободно владея русским и грузинским языками, он в 1745 г. по приглашению архимандрита Пахомия начал работать в Осетинской духовной комиссии.Последняя занималась миссионерской деятельностью не только в Осетии, но и на всем Северном Кавказе. Особых успехов в деле распространения христианства среди осетин комиссия не добилась.
Главным препятствием для успешной деятельности Осетинской духовной комиссии являлось то, что не все работавшие в ней грузинские и русские духовные лица знали осетинский язык. Необходимо было подготовить миссионеров из числа местных жителей. С этой целью в 1764 г. в Моздоке открыли церковную школу для обучения осетинских детей, преимущественно старшинских. Поначалу это не давало необходимого эффекта, т. к. обучение проходило на русском языке. Назрела необходимость обучения осетин и проповедования христианства на родном языке. Эту задачу стали выполнять архиерей Моздокский и Маджарский Гай(Токаев) и Павел Генцауров(Кесаев). Они создали первую осетинскую азбуку на основе древнеславянских букв кириллицы и перевели на осетинский язык книгу «Христианского учения» (катехизис),«Начальное учение человеком, хотящим учиться книг божественного писания». Ее напечатали в 1798 г. в Московской синодальной типографии. С этой книги фактически начинается история письменности на осетинском языке.
Дигорские Кесаевы, в частности Сабаз, значатся среди первых жителей Христиановского.Марза Кесаев входил в группу организаторов выступления христиановцев 30 декабря 1884 г. По рассказу С. Такоева, в 1902 г. в Христиановском уже существовала группа радикально настроенных учителей,студентов, части крестьян. Среди них отметим студента Георгия Кесаева.Активистом группы являлся Колка Кесаев — впоследствии один из организаторов партии «Кермен». Прекрасный оратор, он проводил большую работу за пределами Христиановского, например, в депо станции Беслан. Активными участниками крупного выступления крестьян в июне 1905 г. были Царай, Карамурза и Колка Кесаевы.
Интеллигенция Христиановского по праву записала в свой актив открытие летом 1903 г. общественной библиотеки. Вскоре в ревизионную Комиссию правления был избран учитель Савва Кесаев.
Немало жителей Христиановского получили высшее образование, в том числе экономист В.М. Кесаев, преподаватель Г. М. Кесаев,народные учителя Марк и Дзафа Кесаевы.Уже в годы советской власти заслуженным авторитетом пользовалась учительница Дарья Кесаева.
О происхождении Кесаевых у старейшин фамилии есть два варианта предания.Согласно первому, предок фамилии Кеса прибыл из Грузии. Там остался его брат Херхеули. От него произошла фамилия князей Херхеулидзе. Он был алдаром в Южной Осетии. До недавнего времени между Кесаевыми и Херхеулидзе были родственные отношения.
Согласно второму ваританту, Кеса был выходцемиз Дигорского ущелья. Проживали Кесаевы изначально в Зака. Оттуда в давние времена некоторые из них переселились в Дигорское ущелье.
В Закинском ущелье житель аула Кесаевых Дахцико в XIX в. рассказал вариант предания, по которому Кесаевы из Заки были аланского происхождения.
Среди Кесаевых немало известных людей. Астан Николаевич Кесаев (1914—1977) — Герой Советского Союза, капитан 1 ранга. Он был командиром подводной лодки«М-117» 8-го дивизиона подводных лодок Черноморского флота. Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени,орденами Отечественной войны I степени,Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги».
Именем героя названы улицы в городах Дигора и Владикавказ, школа, в которой он учился.В городе-герое Севастополе, в котором А. Н. Кесаев воевал и служил после войны,также есть улица, названная его именем.
Станислав Магометович Кесаев (1958 г. р.) — депутат Парламента РСО — Алания, заместитель председателя парламента, профессор,заведующий кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Северо-Осетинского государственного университета.